А.А. Кокошин. Россия как современная великая держава: Формула и проблемы становления

26.12.2006.

 

Задача нашего и вашего поколения - создать современную великую державу, которая была бы одним из немногих реально суверенных государств мира.

Что такое современная великая держава и что такое реальный суверенитет? В современных условиях XXI в. мы видим, что угроза идентичности существует у многих стран, начиная с США. Не испытывает, по-видимому, (пока) проблемы идентичности Китай с его более чем 3-тысячной непрерывной цивилизацией.

Современная великая держава - это динамично развивающееся государство и общество. Современная великая держава - это государство, обладающее широким спектром инструментов силы и влияния - от военной силы до «мягкой силы». Между «жесткой силой» и «мягкой силой» — тесная взаимосвязь.

Мягкая сила» во многом определяется возможностями в том числе в культурной сфере. Современная великая держава должна обладать четкой культурно-цивилизационной идентичностью, что становится особенно важным в условиях глобализации и кризиса идентичности для многих стран и народов, в условиях нивелирующего воздействия современной массовой культуры.

Современная великая держава - это страна с эффективной системой государственного управления, и демократия - это прежде всего более эффективная система управления. Демократия для России — действительно «свежий  продукт».  По данным опроса,  проведенного  весной  2006 года ВЦИОМом, из десяти основных демократических ценностей в России привилось пока только три — многопартийность, свобода СМИ и свободные выборы. В целом для демократии характерно "более оптимальное соотношение между прямыми и обратными связями — как  по вертикали,  так  и по горизонтали.   Такого  рода управленческая эффективность    демократии    особенно    наглядно    проявляется при рассмотрении длительных исторических периодов функционирования или развития той или иной страны.

Для нас управленческая эффективность демократии на Западе отчетливо проявилась в известных итогах холодной войны, в итогах экономического соревнования двух систем...

Но такие итоги холодной войны отнюдь не означали необходимости копирования нами той политической системы, которая имелась в США, ставших после завершения холодной войны и распада СССР на некоторый период   мировой   истории   единственной   сверхдержавой. Добиваясь построения современной высокоэффективной системы государственного управления, оптимальной системы взаимоотношений между государством и обществом, нам изначально надо было искать собственные формулы и идеологемы.

В результате тех событий, которые происходили в нашей стране в 1990-е годы, само понятие демократии стало весьма непопулярным у значительной части нашего общества (а слово «демократ» — бранным)...

...Не всегда страна, обладающая реальным суверенитетом, является великой державой. Пример тому - Швейцария. Она сумела отстоять свою независимую банковскую систему и швейцарский франк как авторитетную валюту, хотя весьма серьезные попытки подорвать их предпринимались в конце 1990-х гг. группой западных банков, поддерживаемых соответствующими политическими кругами. Нет сомнений в том, что обеспечению реального суверенитета Швейцарии в немалой степени способствуют ее система обороны, самостоятельные вооруженные силы с ярко выраженной национальной спецификой и с высоким уровнем технической оснащенности, а также подготовленные военные кадры.

Но невозможно быть великой державой, не обладая реальным суверенитетом.

Каковы в обобщенном виде параметры реального суверенитета?

Независимая система обороны страны (вооруженные силы и военная инфраструктура, система политико-военного и оперативно-стратегического управления).

Собственная оборонная промышленность, выпускающая основной спектр систем вооружений ВВС — ПВО, сухопутных войск, ВМФ, в т.ч. СЯС.

Наличие собственной банковской системы.

Комплекс наукоемких отраслей промышленности, сферы услуг: информационно-коммуникационные в т.ч., микроэлектроника, фармацевтика, ракетно-космическая отрасль;  авиационная,  производство материалов с заранее заданными свойствами, атомная энергетика и др.

Собственная фундаментальная наука, создающая новые знания и позволяющая сохранить понимание того, что происходит в других странах. (Последнюю функцию ни в коем случае нельзя упускать из виду.)

Нахождение основных природных ископаемых, особенно нефти и природного газа под контролем государства.

Национальный контроль за воздушным пространством, наземными и водными    коммуникациями, транспортными    системами, компаниями-перевозчиками.

Национальный контроль за основными СМИ.

Германия, например, не обладает такими важнейшими компонентами реального суверенитета, как независимые вооруженные силы и собственная оборонная промышленность. То же самое можно сказать и о Японии, связанной в области обороны в своих действиях соответствующим американо-японским Договором 1960 г. о взаимном сотрудничестве и безопасности.

...Реальный суверенитет не предполагает автаркии в экономике...

В принципе мы должны иметь в виду, что в современных условиях суверенитет не носит абсолютный характер. Суверенные государства добровольно принимают на себя целый комплекс международно-правовых обязательств, ограничивающих их суверенитет.

Определенные ограничения на суверенитет наложили и соглашения по ограничению и сокращению стратегических вооружений, по нераспространению ядерного оружия. Наличие таких ограничений суверенитета - это следствие осознания общих интересов у суверенных государств, следствие наличия и развития того, что мы называем международным сообществом. Эти ограничения позволяют на взаимной основе обеспечивать стратегическую стабильность.

Очень важно для формирования современной державы иметь разделяемое большинством населения понимание национальных интересов: здесь нельзя не сказать о современном понимании того, что является нацией.

В современной трактовке нация - это прежде всего сформировавшееся в определенных границах гражданское общество и политическая общность, имеющие общую историю, традиции, высокую степень культурной совместимости образующих нацию этносов.

Для России идея национального интереса сравнительная нова. Эта концепция в политическом обиходе у нас оперировала еще в 1960-е; но она не была подкреплена серьезными теоретическими разработками, и она противоречила советским идеологемам.

Исторический опыт учит, что успеха во внутреннем развитии и на международной арене добиваются прежде всего те страны, те нации, где формируется устойчивое, сравнительно общепринятое представление о национальных интересах, свойственное как политическому классу, так и деловому сообществу, как «верхам общества», так и большей части его «низов». В современной России, где после распада СССР и «шоковой терапии» первой половины 1990Lx годов скачкообразно возросло социальное расслоение населения, существует реальная угроза неустойчивости представлений о национальных интересах.

Национальные интересы в свою очередь предполагают наличие жизненно важных интересов и стратегических интересов.

Среди жизненно важных интересов нашей страны - обеспечение ее территориальной целостности, включая воздушные и морские пространства, шельфы, обеспечение безопасности нашего населения, обеспечение реального суверенитета России. К жизненно важным интересам нашей страны необходимо отнести и поддержание межконфессионального и межэтнического мира на всей территории Российской Федерации.

К стратегическим интересам России можно отнести прежде всего обеспечение взаимовыгодных отношений с сопредельными странами, в том числе с новыми государствами, образовавшимися после распада СССР. Любые попытки тех или иных государственных руководителей, политиков противопоставить политику этих стран российской политике следует рассматривать как противоречащие стратегическим интересам нашей страны.

В число стратегических интересов России входит и поддержание мира и стабильности во многих других районах мира в силу продолжающегося процесса     глобализации,     роста     политической,     экономической и социокультурной взаимозависимости.

Стратегические интересы России предусматривают и обеспечение гарантий экономической активности нашей страны и наших партнеров по интеграционным объединениям, которые отвечают требованиям создания в нашей стране современной диверсифицированной экономики, которая все меньше зависела бы от производства и экспорта сырья.

К числу стратегических интересов России следует отнести предотвращение создания разного рода формализованных и неформализованных коалиций, альянсов, «партнерств», которые ограничивали бы возможности возрастания веса нашей страны в мировой экономике, влияния на мирополитические процессы.

...Быть современной великой державой для России означает обеспечение лидирующей роли на постсоветском пространстве, которое является зоной стратегических интересов РФ, возглавлять дееспособное интеграционное объединение, обеспечивающее высокую эффективность экономики входящих в него стран.

...СССР был супердержавой с многими огромными достижениями, благодаря которым РФ осталась великой державой и имеет потенциал превращения в современную великую державу.

 

Тезисы к лекции в Высшей школе управления перед активистами партии "Единая Россия" Северо-западного региона РФ 23 декабря 2006 г.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован