Эксклюзив
25 ноября 2008
9441

Алла Фокина: Необходимо совершенствовать качество работы

Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Согласно Федеральному Закону " Об общих принципах местного самоуправления в РФ" в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, в исключительной компетенции которого в том числе находятся:
-утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
-установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
-принятие планов и программ развития муниципального образования и утверждение отчетов об их исполнении;
-контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
В своем Послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Медведев отмечает, что "наделение представительных органов местного самоуправления столь серьезными полномочиями предполагает, в свою очередь, и повышение требований и к качеству их собственной работы. Нужно, чтобы они избирались при самом активном участии как политических, так и неполитических объединений местных жителей - правозащитных, добровольческих, благотворительных и просветительских". Что же происходит на самом деле в городских округах и муниципальных районах субъектов Российской Федерации? Кто как правило является депутатом районной Думы, Собрания и т.д.? Учитывая невысокую политическую активность, это в основном бюджетные работники, руководители предприятий и организаций, работники сельского хозяйства, главы сельских администраций, и очень редко простые граждане. Чаще всего мотивом участвовать в выборах являются собственные амбиции, желание попасть в верхушку местной власти, а не реальное стремление работать на благо района. Ментальность их такова, что они порой не в состоянии понять и оценить важность того или иного документа, который выносится на обсуждение. А ведь они должны быть компетентны во всех вопросах, по которым принимаются решения: это и местный бюджет, налоги, различные сборы, и тарифы на коммунальные услуги и т.д. Таким образом, деятельность представительного органа зачастую формальна. Собрались депутаты на очередное заседание, прочитали проекты решений за 30 минут до начала, дружно проголосовали "ЗА" и разошлись довольные собой. Скорее всего, кто-то из них не совсем согласен с тем или иным решением, ведь иногда, например, освобождение от налогов того или иного предпринимателя или предприятия происходит на фоне сложной экономической обстановки в районе и дотационного бюджета. Но голосовать ПРОТИВ он вряд ли станет, срабатывает местечковый эффект, нежелание выделяться из толпы, ведь наверняка каждый из них завтра может придти на прием к главе муниципального образования за помощью в решении своих производственных вопросов и скорее всего не получит ее. Понятно же, что у местных чиновников существуют очень серьезные рычаги в борьбе с неугодными.
Что уж говорить о контроле за исполнением органами местного самоуправления и их должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения. Так, проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание, подлежат ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ОПУБЛИКОВАНИЮ! Кто-нибудь видел в средствах массовой информации сведения о доходах глав районов и их заместителей, например? Когда на фоне низких доходов населения, высокой безработицы и полного застоя на вверенной им территории заработные платы этих работников достигают за счет всяческих доплат и надбавок 60000-80000 рублей.
К сожалению и избиратели не знают о своих правах, а ведь согласно ст.36 закона о МСУ глава муниципального образования может быть отозван избирателями. На практике мы этого практически не встречаем.
В связи с этим очень радует Указ Президента России "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" от 28 апреля 2008 года, который предусматривает разработку и утверждение:
1. перечня дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, в том числе показателей, необходимых для расчёта неэффективных расходов местных бюджетов;
2. типовой формы доклада глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчётный год и их планируемых значениях на 3-летний период;
3. методики мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;
4. методических рекомендаций о порядке выделения за счёт бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;
Главам местных администраций городских округов и муниципальных районов ежегодно, до 1 мая, представлять в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого расположен городской округ или муниципальный район, доклады о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчётный год и их планируемых значениях на 3-летний период и размещать указанные доклады на официальном сайте соответственно городского округа или муниципального района в сети "Интернет", а в случае его отсутствия - на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположен городской округ или муниципальный район.
Государство не может создавать самоуправленческие структуры. Они должны появляться снизу и самостоятельно. При этом главная задача государства - создать необходимые правовые и организационные условия, благоприятную политическую атмосферу для становления в обществе самоуправленческих начал, первичным из которых является широкое и повсеместное развитие местного самоуправления, и ,прежде всего, его низового уровня. Но все же, на мой взгляд, контролировать деятельность органов местного самоуправления государство должно.

25.11.2008
www.viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован