21 апреля 1990
2418

Биография

Военный и государственный деятель, летчик-испытатель, генерал-полковник авиации, автор художественной и мемуарной литературы. Родился на блок-посту Тарышита около станции Татарская Омской области (ныне татарский район Новосибирской области), в семье путевого ремонтного рабочего, много раз переезжал с семьей на новое место жительство. В 9 лет остался сиротой, бродяжничал, воспитывался в интернате, с 1921 года работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге. Поступил в Омский железнодорожный техникум, но вскоре бросил учебу и в 1926 году поступил в Ленинградскую летную школу, из которой затем - в 1928 году - перевелся в Качинскую военную авиационную школу летчиков. С 1934-го учился в Военно-воздушной академии им. Профессора Н. Е. Жуковского на инженерном факультете.
С 1931 года - летчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Вместе с В. П. Чкаловым и А. В. Беляковым 20-22 июля 1936 года в качестве второго пилота совершил беспосадочный перелёт на самолете "АНТ-25" из Москвы на Дальний Восток (остров Удд); 18-20 июня 1937 г. перелёт из Москвы через Северный полюс в Ванкувер (штат Вашингтон, США). В том же 1936 году ему присвоили Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и приняли в члены КПСС. Байдуков стал одним из героев советской пропаганды, и его имя было использовано для доказательства превосходства советского строя перед буржуазным.
В 1940 г. окончил Академию Генерального штаба. Во время советско-финской войны командовал авиаполком. В период Великой отечественной войны - командир авиационной дивизии и авиакорпуса, командующий ВВС 4-й ударной армии. В 1947-49 гг. начальник Главного управления Гражданского воздушного флота. Окончил Военную академию Генштаба (1951). С 1952 работал в Министерстве обороны СССР. Генерал-полковник авиации (1961), депутат Верховного Совета СССР (1937-46), лауреат Государственной премии СССР (1970). Член Союза писателей. Кавалер наибольшего количества орденов СССР (22 ордена). С 1988 года ушел в отставку, жил в Москве, скончался 28 декабря 1994 года, похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем Байдукова названы улицы в Москве, Витебске, Могилеве и Донецке, а остров Лангр в Охотском море переименован в остров Байдукова.
Печататься начал в 1936 году, посещая литобъединение, которым руководил поэт В. Уткин. Автор мемуаров "Наш полёт в Америку" (1937), "Записки пилота" (1937), "О Чкалове" (1939). "Первые перелёты через Ледовитый океан" (1977), "Рассказы разных лет" (1983) и "Чкалов" (1991). Несколько сочинений имеет отношение и к научной фантастике, а именно три рассказа, написанных в "ура-патриотическом духе" о будущей войне.
В произведении Г. Байдукова "Разгром фашистской эскадры" (где автор всего лишь пропагандируется полуфантастический дизельный бомбардировщик) прослеживался пропагандистский дух кинофильма "Если завтра война" и книги Н. Шпанова "Первый удар. Повесть о будущей войне". В рассказе показан ответный удар Красной Армии на военную провокацию фашистов: армады краснозвездных воздушных крейсеров наносят бомбовые и торпедные удары по сухопутным и морским силам врага. Далее вступает в дело артиллерия, а затем Красная Армия победным маршем заканчивает операцию с деморализованным и разбитым врагом. Интересен финал сюжета: по телефону говорит комкор Иванов: "Здравствуйте, Климент Ефремович! Нет... В сводках никакой фантастики... Наоборот, я сознательно преуменьшил... Пленных? Много, очень много... Трофеи? Я боюсь, вы не поверите, Климент Ефремович. Да мы сами не верим... Потери незначительные..."
В данном произведении речь шла об оборонительной войне. Но ровно через год прославленному летчику война видится уже в ином свете. В огромной статье о будущей войне Байдуков даже не упоминает об обороне. Вот как он описывает желанную войну: "Какое счастье и радость будут выражать взоры тех, кто тут в Кремлевском дворце примет последнюю республику в братство народов всего мира! Я ясно представляю: бомбардировщики, разрушающие заводы, железнодорожные узлы, мосты, склады и позиции противника; штурмовики, атакующие ливнем огня колонны войск, артиллерийские позиции; десантные корабли, высаживающие свои дивизии в глубине расположения противника. Могучий и грозный воздушный флот Страны Советов вместе с пехотой, артиллеристами, танкистами свято выполнит свой долг и поможет угнетенным народам избавиться от палачей" (Правда. 1940, 18 августа).
Вскоре после "Разгрома фашистской эскадры" в газете "Правда" появляется очерк-фантазия о будущей войне "Последний прорыв", в котором действует тот же герой - Снегов. На этот раз действие перенесено "на второй месяц войны с фашистскими хищниками". Экипаж Снегова, которому было приказано разрушить главный узел обороны противника, углубился на 950 километров к западу, прижав врага к его последним укреплениям. А добили врага загруженным взрывчаткой трофейным бомбардировщиком, оснащенным аппаратурой автоматического дистанционного управления. Гремит чудовищный взрыв, возвестивший о начале наземного штурма. Мимо Снегова "двигаются бесконечные резервы тяжелых танков, механизированных орудий, пехоты. Вверху проносятся эскадрильи боевых самолетов. Земля и воздух содрогаются от могучей силы, устремляющейся в прорыв последней полосы укреплений фашистов".
В июне 1939 года Байдуков вместе с литератором Д. Тарасовым завершает сценарий "Разгром фашистской эскадры", в основу которого были положены сюжеты обоих очерков. Его фрагменты были опубликованы в августе того же года за несколько дней до визита Риббентропа в Москву и потому после подписания советско-германского договора о ненападении сценарий был переименован в "Разгром вражеской эскадры". Сценарий попал в тематический план кинопроизводства на 1940-1941 гг. Его экранизация была доверена А. Птушко и к участию в работе над фильмом были приглашены военные консультанты Наркомата обороны и Военно-морского флота по разным родам оружия. Съемки шли полным ходом на черноморском побережье, но в декабре 1940-го "Разгром вражеской эскадры" был неожиданно снят с производства "из-за низкого качества материала и устаревшего сценария". Когда началась Великая Отечественная война, руководство "Мосфильма" поручило А. Птушко возобновить работу над картиной и выпустить ее не позднее 1 сентября 1941 года, однако этот проект так и не был завершен.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован