22 июля 2013
5200

Денис Дегтерев: Роль государственного регулирования в обеспечении высоких конкурентных позиций компаний на внешних рынках - экономическая дипломатия (опыт Франции, США и России)

Дегтерев Денис Андреевич, аспирант кафедры мировой экономики МГИМО (У) России


Необходимость государственной поддержки экспорта
При выходе на новые внешние рынки сбыта компании зачастую сталкиваются с рядом проблем, эффективное решение которых возможно лишь в рамках государственной системы регулирования (поддержки) экспорта.
В ряде развивающихся стран (прежде всего, африканских) отсутствует достоверная информация о надежных деловых партнерах. Широкое распространение получила практика мошеннических операций, подпадающих под классификацию 119 ст. УК Нигерии - "advanced fee fraud", т.е. обманные действия, основанные на выплате авансовых платежей, "предваряющих сделку". Заманчивые предложения, основанные на мошенничестве, регулярно получают предприниматели всего мира из ряда западно-африканских стран. Лишь в ряде стран Африки регулярно проходят международные торговые выставки и ярмарки. В этой связи при принятии решений об установлении деловых отношений, подписании контрактов на поставку продукции крайне важна консультация с сотрудником посольской/консульской миссии, который владеет местной "спецификой".
В развитых странах необходимость государственной поддержки экспорта обусловлена другими факторами. При том, что функционируют общепринятые механизмы поиска контрагентов, зачастую используются "изощренные" методы защиты национальных производителей, преодолеть которые можно только на политическом уровне.
В этой связи особую значимость приобретает развитие государственной системы регулирования внешнеэкономических связей. Представляется полезным анализ опыта аналогичных зарубежных систем (на примере Франции и США).

Франция
В основе французской системы сопровождения внешнеэкономической деятельности лежит сеть экономических миссий, прикрепленных к Посольствам Франции. Структурно экономические миссии (до недавнего времени называемые постами экономической экспансии) подчиняются Управлению внешнеэкономических связей (Direction des Relations Economiques Extёrieures, DREE), которое находится в введении Министра, делегированного по вопросам внешней торговли, который находится в подчинении Министра экономики, финансов и промышленности Франции. В крупных экономических миссиях каждый специалист отвечает за свой сектор (транспорт, сельское хозяйство, туризм, и т.д.). Для эффективного обмена информацией французские экономические миссии (в мире их 156 в 113 странах) и Управление внешнеэкономических связей соединены внутренней сетью обмена данными Intranet.
В структуру DREE входит также 24 Региональных управления внешней торговли (Direction Rёgionale du Commerce Extёrieure, DRCE) - 22 во Франции (в т.ч. 1 - на о.Корсика), 1- во французской Гвиане, 1- на о. Реюньон. Во всех Региональных управлениях работает около 150 сотрудников.
Вся информация, поступающая от экономических миссий и региональных управлений, анализируется в DREE, а также передается во Французский центр внешней торговли (Centre Fran?ais du Commerce Extёrieur, CFCE), который отвечает за ее распространение (в т.ч. и на платной основе). DREE также включает Французское агентство по международному развитию предприятий (UBIFRANCE), отвечающее за организацию выставок и направление на стажировки и добровольную работу за рубежом (на 1, 1,5 или 2 года). В настоящее время СFCE структурно вошел в состав UBIFRANCE, сохранив при этом свое название.
Схема выхода на внешний рынок следующая - французская компания связывается с ближайшим Региональным управлением внешней торговли и сообщает о своем намерении выйти на рынок той или иной страны с определенным товаром. DRCE связывается с соответствующей экономической миссией и консультируется относительно целесообразности выхода на местный рынок с таким товаром (это услуга бесплатная). В случае положительного ответа, экономическая миссия предлагает компании следующие виды услуг (единые расценки по всем французским экономическим миссиям мира, выполнение в течение 4 недель) - исследование рынка (стоимость 120, 230 или 450 евро), справочник-гид по соответствующей отрасли экономики страны (60, 120 или 230 евро), поиск потенциальных контрагентов (420 евро), организация визита в страну и встреч с потенциальными партнерами (300 евро в день, минимум на 2 дня). Вообще, на платной основе оказываются любые услуги, требующие более 2 часов дополнительной работы, стоимость работы- 60 евро в час или 450 евро в день. Оплата производится на счет CFCE.
Экономические миссии регулярно отправляют информацию о международных тендерах в стране пребывания в Центр, которая размещается на сайте UBIFRANCE, предоставление информации является платной услугой. После того как заинтересованные компании перечисляют необходимые средства в CFCE, представители экономических миссий приобретают документацию, необходимую для участия в тендере, и отправляют ее во Францию.
Экономические миссии могут оказывать все вышеперечисленные услуги только французским компаниям, но определить статус компании зачастую бывает достаточно сложно. Для этого принимаются во внимание различные критерии (акционеры компании, количество работников, объем выплачиваемых налогов), однако жесткой классификации французской компании не существует. В каждом индивидуальном случае решение принимает глава экономической миссии совместно с ответственными лицами из DREE. С недавнего времени экономические миссии обязаны также консультировать все компании ЕС, однако платные услуги им они оказывать не вправе.

США
Особенностью государственной системы США по поддержке экспорта является частичное разделение ее функций между Департаментом торговли (несельскохозяйственные товары) и Департаментом сельского хозяйства (сельскохозяйственная продукция). В целом ряде стран имеются американские торговые миссии (Forеign Commercial Services), ответственные за продвижение на местные рынки несельскохозяйственных товаров. В крупных экономических миссиях каждый специалист отвечает за свой сектор экономики.
Структурно торговые миссии подчиняются Торговой службе США, образованной в 1980 году и входящей в состав Администрации по международной торговле Департамента торговли США. В более чем 150 американских торговых миссиях при Посольствах и консульствах США работает около 1800 человек. В 2002 году Торговая служба предоставила около 150 тыс. консультаций, в результате которых было совершено сделок на 23 млрд. долл. США.
В тех странах субрегиона, где нет торговых миссий, в Посольствах из числа сотрудников Государственного Департамента создаются торговые секции (commercial sections) и назначается ответственный за торгово-экономические вопросы (Economic and commercial officer), в подчинении которого находятся один или несколько помощников (commercial assistants).
В структуру Торговой службы Администрации по международной торговле Департамента торговли США входят также Центры по развитию экспорта, находящиеся в 107 американских городах.
Схема выхода на внешний рынок небольшой американской компании следующая - она связывается с ближайшим центром по развитию экспорта и сообщает о своем намерении выйти на рынок той или иной страны с определенным товаром. Центр совместно с соответствующей торговой миссией или торговой секцией Посольства США оказывает следующие виды услуг:
? предоставляет бесплатно некоторые рыночные исследования, в т.ч.:
o Торговый гид по стране (Country Commercial Guide, CCG) - ежегодно обновляемый бизнес-справочник, составляемый торговыми миссиями и торговыми секциями Посольств США, включающий общеэкономическую информацию о стране, ее инвестиционном климате, некоторую контактную информацию;
o Анализ сектора промышленности (Industry Sector Analysis, ISA) - маркетинговый анализ одной из отраслей промышленности страны;
o Анализ международных рынков (International Market Insights, IMI) - анализ тенденций на мировых товарных и сырьевых рынках, составляемый специалистами Администрации по международной торговле Департамента торговли США на основе информации, полученной от торговых миссий;
? выполняет комплексное маркетинговое исследование (Flexible Market Research), собирая информацию о спросе и предложении на конкретный продукт или услугу в данной стране с указанием основных поставщиков продукции, импортеров, дистрибьюторских сетей, стандартов. Цена на данную услугу договорная в зависимости от сложности исследования;
? готовит "профиль зарубежной компании" (International Company Profile) - полную информацию о конкретной зарубежной компании на 1-2 стр. с указанием всех необходимых реквизитов, кредитной истории, сильных и слабых сторон. Стоимость услуги - 200 долл. США, выполняется в течение 15 дней после оплаты;
? осуществляет поиск зарубежного партнера (International Partner Search) в данной стране. В течение 15 дней после оплаты услуги отбирается 5 наиболее подходящих деловых партнеров, на которых даются краткие характеристики;
? услуги по организации встреч бывают двух типов:
o "Золотой ключ" (Gold Key Service) - организуется до 4 встреч в день с партнерами данной страны, обеспечивается перевод. Стоимость - 300 долл. США за 1 день и 200 долл. за последующие дни. На подготовку визита уходит до 4 недель;
o "Платиновый ключ" (Platinum Key Service) предполагает более комплексное обслуживание американского экспортера специалистами Администрации по международной торговле Департамента торговли США, включающее поиск оптимальной страны для экспорта, организацию встреч и урегулирование возможных торговых споров в течение 6 месяцев, года или более на основе подписания соответствующего контракта;
? американская компания может также принять участие в торговых миссиях - организованных поездках бизнесменов из США в зарубежные страны для поиска контрагентов, участия в выставках, и т.д.;
Велика роль Экспортно-Импортного банка США (Эксимбанка США) при сопровождении внешнеторговых сделок американских компаний с государственными и частными структурами зарубежных стран. Корпорация США по частным инвестициям за рубежом (ОПИК) также работает с зарубежными странами, страхуя от политических рисков.

Российская практика
В советский период в большинстве стран мира функционировали Торговые представительства СССР, которые способствовали развитию двусторонних торгово-экономических связей. Существовала монополия внешней торговли, и на зарубежный рынок могли выходить только государственные внешнеэкономические объединения. При этом отношения развивались, во многом, исходя из идеологических соображений.
В 1991 г. произошла либерализация внешней торговли, и многочисленные частные операторы получили возможность заниматься внешнеэкономической деятельностью (ВЭД). В то же время наблюдалось постепенное сворачивание российского присутствия в мире, был закрыт ряд Посольств, большое количество торговых представительств.
Одной из объективных причин такого спада в торгово-экономических отношениях явилось реформирование российской промышленности. В настоящее время число Посольств значительно больше числа торговых представительств. В сложившейся ситуации представляется необходимым образование реально функционирующих торгово-экономических отделов Посольств в тех странах, где нет представителей Минэкономразвития.
Конечно, наиболее эффективным было бы создание единой сети учреждений во всех странах мира - если это торгово-экономические отделы Посольств, то они должны быть во всех странах мира, если же это Торговые представительства при Посольствах, то они опять же должны быть во всех странах мира.
Отдельный вопрос касается создания представительств внутри России, поскольку из-за большой территории необходимо, чтобы в каждом из субъектов Федерации были представители либо Минэкономразвития, либо при всех представительствах МИД был специалист по экономическим вопросам.
У ведущих стран мира (Франции, США) государственные системы сопровождения ВЭД построены все-таки на сети учреждений профильных министерств (торговли, экономики), а не МИДа. Связано это с тем, что сотрудники этих министерств, постоянно работающие с предприятиями своей страны, лучше владеют ситуацией, хорошо зная, "кто что где" производит.
Очень важен тот момент, что система сопровождения ВЭД работает как единое целое, включая как сеть торговых представительств за пределами страны, так и сеть региональных управлений по торговле внутри страны. Благодаря централизации управления, запросы обрабатываются оперативно (они поступают от региональных управлений и передаются в торговые представительства за рубежом), что крайне важно для России.
Для оптимизации деятельности внешних и внутренних структур по развитию экспорта необходимо создание Федерального агентства по развитию экспорта. В последнее время все чаще раздаются упреки в адрес России как члена "восьмерки" о необходимости активизации внешней помощи развитию, при этом в нашей стране такая структура отсутствует. Представляется, что наиболее оптимальным вариантом было бы передача функций по распределению помощи развитию вышеупомянутому Федеральному агентству, как это имеет место в ряде зарубежных государств.
В то же время на нынешнем (промежуточном) этапе возможно (как это имеет место у США) сосуществование системы торговых представительств в наиболее крупных странах и системы торгово-экономических отделов Посольств во всех остальных странах. В настоящее время идет процесс преобразования торговых представительств в торгово-экономические отделы Посольств . Главное, что их работа была унифицирована и скоординирована.
Итак, в настоящее время одна из основных целей работы загранучреждений - развитие двусторонних торгово-экономических отношений, продвижение российских товаров. Для этого необходима разработка унифицированного перечня бесплатных и платных информационных услуг, оказываемых торгово-экономическими отделами и торговыми представительствами.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован