Эксклюзив
23 ноября 2008
4730

Евгений Газеев: Спасет ли кризис `Великую иллюзию`

Недавнее заявление Председателя Союза кинематографистов РФ, известного кинорежиссера Никиты Сергеевича Михалкова о том, "что в результате кризиса выживут самые достойные кинематографисты (и далее) "Самое оптимистичное для нас, что эта тяжелая волна, которая сегодня накрывает кино, смоет то, что недостойно" (и финансовый кризис спасет таланты) иначе, как благими намерениями автора, назвать достаточно сложно.
Если обратиться к истории глобальных мировых экономических (финансовых) кризисов, то довольно слабо, на этом фоне, просматривается появление, именно в этот период, великих шедевров мировой кинематографии.
Однако производство так называемого "киноширпотреба" никогда не прекращалось ни на одну минуту и никакие "кризисы" на их "размножение" не влияли.
За время Великой депрессии 1929 - 1933 годов Чарли Чаплин смог снять только одну киноленту: "Огни большого города", (хотя, какую..!) но это и все за четыре с лишним года.
Остальные кинополотна, величайшего из мастеров кино, появились, или до кризиса, "Цирк" - 1928 г., или, после него, "Новые времена" - 1936 г.
Во времена первого послевоенного мирового экономического кризиса 1957 - 1958 годов, Ингмар Бергман, накануне "экономического обвала", снял "Земляничную поляну" - 1957 г. (во время кризиса ничего), и только по истечению (и длительному) кризиса, в 1978 г., появился его следующий шедевр "Осеняя соната".
Тогда же был "провал" и в творчестве Микеланжело Антониони: (до кризиса) 1955 г. - "Подруги", 1957 г. - "Крик", во время кризиса абсолютно ничего нет, после него, как "из рога изобилия"- 1960 г. "Приключение", 1962 г. - "Затмение", 1964 г. - "Красная пустыня".
Та же участь постигла и великого Федерико Феллини. "Ночи Кабирии" - 1957 год, до кризиса, 57 - 58 годы абсолютно ничего нет, а сразу, после кризиса (1960 год), появляется одна из заметных кинолент XX века "Сладкая жизнь".
Мировой экономический кризис 1973 - 1975 годов демонстрирует абсолютно те же тенденции. Ярчайший представитель мирового кино Мартин Скорсезе: 1973 г. (до кризиса) снимает "Злые улицы", во время кризиса нет ничего существенного, после - 1976 г. появляется "Таксист", и одна из вершин шедевров мирового кино - "Нью - Йорк, Нью - Йорк" в 1977 году.
И такие параллели можно проводить до бесконечности.
Интересен, в историческом аспекте, тот неоспоримый факт, что на фоне бывших мировых экономических (финансовых) кризисов и упадка в творчестве европейской и американской киноиндустрии в лагере социализма происходил резкий подъем кинотворчества: Сергей Эйзенштейн (времена Великой депрессии) создал серию уникальных кинополотне, Михаил Калатозов (послевоенный мировой кризис, 1958 г. Канн, фестиваль - "Летят журавли", первая премия), Андрей Тарковский (третий мировой кризис 73-74 г.г.) - 1972 г. - "Солярис", 1974 г. - "Зеркало".
Во времена мировых финансовых кризисов создавали свои фантастические картины великие режиссер из Польской народной республики Анжей Вайда и Ежи Кавалерович.
Бесподобными, до сих пор, остаются их шедевры: "Пепел и алмаз", "Пан Тадеуш", "Любовь в Германии", "Фараон" с блистательным Збигневым Цибульским и молодой красавицей Барбарой Брыльской.
Есть чего вспомнить, но все это, к сожалению, уже в прошлом и давайте вернемся к основной теме.
Исходя факторов элементарной статистики и сопоставлений, никакого позитивного влияния кризиса на Российскую киноиндустрию сегодня объективно не ощущается, да и завтра не предвидится.
Это объективная реальность и диалектика "рынка", в том числе и в области киноиндустрии.
Но мечтать, как говорится, никому не вредно, в том числе и уважаемому мною Никите Сергеевичу. На то она "великая иллюзия" (или "Империя грез") и существует

Е. Газеев
www.viperson.ru
23.11.2008

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован