05 апреля 2007
7129

Хабибулин А.Г.: Бюджетные преступления и коррупция при реализации приоритетных национальных проектов как угроза национальной безопасности

Приоритетные национальные проекты, наряду с другими бюджетными расходами, предполагают масштабные финансовые операции. В этой связи они являются полем для возможной преступной деятельности и потому находятся под пристальным вниманием правоохранительных органов.
В последнее время достаточно широкое распространение получила негативная практика в использовании бюджетных средств, которая выражается в широком распространении фактов их нецелевого использования и расхищения. Значительную роль в этом играют и механизмы коррупции. Масштабы распространения этой практики таковы, что она становится серьезной угрозой национальной безопасности и системе государственной власти в России. Речь идет уже не об отдельных фактах хищения или воздействия на принятие управленческого решения посредством подкупа чиновников, но о складывающейся системе, которая становится серьезным вызовом национальной и экономической безопасности страны. Бюджетные хищения и коррупция начинают влиять на внутриполитический и международный имидж России и ее руководства, снижение темпов экономического роста, рост инфляции, отток денежных средств за рубеж, оказывает другие негативные воздействия.
Основными причинами обострения данного блока проблем в последнее время являются национальные приоритетные проекты и другие крупные федеральные программы, связанные с увеличением бюджетных ассигнований. Элементом обострения проблемы стало также отсутствие комплексного подхода к реформе банковской сферы, одностороннее ужесточение административного контроля над банковской сферой, поиск "виновных" в легализации и отмывании средств исключительно в банковской системе, что привело к ряду заказных убийств как форме активизации уголовно-криминально террора, являясь реакцией в первую очередь на "неотвеченные" обязательства банков.
Однако на деле банковская сфера является лишь элементом схемы организации "криминального транзита" бюджетных средств, финансовым (платежно-расчетным) инструментом слияния потенциала теневой экономики, организованной преступности, международных коммерческих организаций, коррупции и подкупа должностных лиц.
Так, сущностью коррупции является слияние криминальной и теневой экономики, организованных преступных сообществ, террористических организаций с банковской сферой, коммерческими структурами и представителями органов государственной власти и управления, то есть формирование качественно нового типа преступных сообществ. Основным механизмом - формирование сверхприбыли на предприятиях и хищение бюджетных средств.
Наиболее значительную часть бюджетных преступлений составляет феномен, который можно обозначить как "экономика отката". Это явление стало основным механизмом расхищения бюджетных средств, а также формирования и самовоспроизводства коррупции.
В преступных схемах исполнитель использует сверхприбыли для взяток ("откатов") как на этапе формирования госзаказа, так и на этапе прохождения денежных средств на выполнение госзаказа, программы инвестиций. Сверхприбыли, как правило, могут быть получены от завышения стоимости выполняемой работы, стоимости используемых материалов, услуг, товаров (как в случае с Фондом обязательного медицинского страхования), а также снижения расходов посредством различных операций (безналоговые зарплаты в конвертах, низкооплачиваемые работники-иммигранты, неуплата налогов, снижение накладных расходов, размеров оплаты аренды, стоимости земельных участков и т.д.). Объективно значительную роль в завышении стоимости работ играют также "услуги" надзорно-контрольных органов, которые используют свои функции согласования как способ коммерциализации деятельности.
Важная проблема - существование "закрытых" сегментов экономики, организованных как корпоративные, часто монопольные структуры, в том числе в сфере электроэнергетики, нефти и газа, коммуникации, информационных ресурсов, строительства и т.д., позволяющие осуществлять получение сверхприбыли. Причем, банковский сектор экономики, становясь элементом схем "криминального транзита", в отличие сфер экономики, является наиболее прозрачным.
При решении указанных проблем нельзя не учитывать и более общего контекста. Гигантские ресурсы России являются тем "магнитом", который притягивает различные силы как внутри страны, так и за рубежом, включая интересы ТНК и МНК, иногосударственных образований, использующих все имеющиеся в их распоряжении ресурсы - воздействие через правительственные структуры и на дипломатическом уровне (включая оценку и критику тех или иных решений российского руководства, коррупцию), специальные службы, организованные преступные сообщества (в том числе международные), террористические организации, банковские структуры, некоммерческие и неправительственные организации, субъектов криминальной и теневой экономики и т.д. Попытки различными способами воздействовать на принятие управленческих решений государственными структурами России различного уровня начинают обретать в том числе скоординированный характер, что особенно тревожно в условиях предстоящих выборов 2007-2008 годов, когда появляется возможность не просто воздействовать на чиновников, но и предпринять попытку проведения в органы государственной власти и управления представителей тех или иных финансово-экономических групп, причем, используя не столько политический ресурс типа "оранжевых революций", но в первую очередь, финансовое лоббирование своих представителей, используя организованные преступные группы по функционированию системы "отката" в сфере расходования бюджетных средств для изменения структуры государственной власти.
В этой связи анализ нового качества бюджетных преступлений и коррупции как социально-экономического явлений, выработка механизмов противостояния этим феноменам становится жизненно важным для российского государства.
Цель борьбы с преступлениями в бюджетной сфере - разрушение финансового потенциала коррупции, организованной преступности и теневой экономики, пресечение расхищения бюджетных средств путем разрушения системы "криминального транзита" и "криминального консенсуса" в системе бюджет-госчиновники-теневая экономика-оргпреступность.
В целом данная проблема требует глубокой научной проработки. Требуется комплексная система взаимосвязанных мер профилактики социально-экономических условий, контроля посредством банков (взамен контроля банков), изменений в нормативной правовой базе с категориальным закреплением и законодательным оформлением новых видов преступлений, осуществление профилактики и предупреждения криминально-коррупционного кругооборота, проведение специальных операций правоохранительных органов с целью разрушения системы криминального транзита бюджетных денежных средств и т.д.
Наряду с важными элементами борьбы с этими явлениями, находящимися в компетенции правоохранительных органов, выделим несколько общесистемных моментов, требующих совершенствования:
1. Первым важным шагом становится уточнение понятий, квалификация данных видов преступлений в экономической сфере, уяснение природы явлений. Считаем, что необходима четкая юридическая квалификация данных видов преступной деятельности как наносящих ущерб национальной безопасности в ряду других наиболее серьезных угроз;
2. Для снижения уровня сверхприбыльности необходимо создание механизмов оценки действительной стоимости произведенных затрат, для чего необходимо сформировать институт государственной экспертизы стоимости работ, товаров, услуг, используемых материалов, иных ресурсов, а также создание профильных управлений в рамках правительственных структур (строительных, информационных, спецоборудования и т.д.);
3. Нуждается в совершенствовании законодательство об экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Так, необходимо законодательно установить, что прибыль предприятия, выполняющего заказ, не должна превышать установленного законом уровня прибыли (сверх установленного уровня прибыль отчисляется в бюджет). Такой подход лишит получения сверхприбыли и, соответственно, источников для дачи взяток;
4. В части контроля и использования бюджетных средств вменить в обязанность осуществлять контроль за освоением средств по инвестиционным проектам на государственные банки, как это осуществлялось во времена СССР; унифицировать банковские процентные ставки на каждой стадии банковских проводок (РКЦ-транзитные банки, транзитные банки-коммерческие банки); отсекать участие в проводках бюджетных средств "банков-однодневок";
5. Необходимо законодательное оформление новых видов преступлений и усиление уголовной ответственности за существующие виды преступлений, в связи с чем целесообразна корректировка Уголовного кодекса РФ.

Хабибулин А.Г.
д.ю.н., профессор
Начальник Академии экономической
безопасности МВД России

2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован