Эксклюзив
Андрианов Владимир Дмитриевич
30 декабря 2019
1357

История денежного обращения: коку риса и другие виды «рисовых» денег

 

Следует отметить, что в разных странах и у разных народов появлялись свои товарные суррогатные деньги, которые отражали их географические, природные и национальные особенности при формировании товаро-денежных и рыночных отношений.

 Таким образом, разные народы в качестве проденег использовали различные товары-эквиваленты. Как мы отмечали, одной из самых древних форм товарных денег является зерно. В феодальной Японии, проводившей политику изоляции от внешнего мира вплоть до XIX века, основной единицей стоимости товара являлся коку риса.

Рис относится к категории вегетабилистических суррогатных товарных денег, т.е. товарам растительного происхождения.[1] 

В физическом измерении того времени коку было эквивалентно приблизительно 150 -160 килограммам зерна риса, что соответствовало   тому количеству зерна, которым можно прокормить взрослого человека в течение года.

В коку измеряли стоимость других товаров, услуг, скота, имущества, зданий, фискальные подати и даже грузоподъемность морских судов.

Японские крестьяне платили феодалам налоги рисом. А те в свою очередь ежегодно поставляли в государственную казну правителя страны сёгуна определенное число коку риса. Уровень развития той или иной провинции страны Восходящего солнца определялась размером поступления в казну налогов, выраженных в коку.

Японское общество эпохи Токугава имело ярко выраженный классовый состав и выражалось формулой «си — но — ко — сё» — «самураи — крестьяне — ремесленники — купцы».

Самураи, естественно, как опора государства стояли на высшей ступени общественной лестницы, они считались лучшими людьми страны, цветом японской нации. Самураи имели особую мораль и узаконенные правила поведения.

В свою очередь положение и статус самураев в обществе обуславливались размерами их годового рисового пайка.

Размер государственного жалованья самураев определялся также в коку. Самые почитаемые самураи «Хатамото» - «те, кто под знаменем» (около 5000 человек непосредственных вассалов сёгуна) получали от 500 до 10 000 коку в год.

«Знаменосцы» имели право личной аудиенции у сёгуна, входили во дворец с главного входа, не падали ниц перед представителями привилегированных родов (госанкэ) сёгуна и могли ездить во дворец Эдо верхом.

Самураи среднего ранга «гокэнин» («люди благородного дома») получали рисовый паек в размере от 100 до 500 коку.

Самураи низшего ранга, рядовые вассалы «даймё» и «сёмё» получали не более 30-40 коку в год. Размеры их пайка были напрямую связаны доходами их сюзеренов, и варьировались в зависимости от урожая в провинции.

Введения подобной системы оплаты самурайского сословия было обусловлено рядом причин. Прежде всего, в то время считалось, что настоящего воина деньги могут развращать. Поскольку сословие самураев, играло ключевую роль в социально-классовой структуре древнего японского общества то такая высокая оплата их труда в порциях риса считалась вполне оправданной.

Кроме того, сёгунат Токугава в то время провозгласил курс на полную изоляцию Японии от внешнего мира. Всё необходимое для выживания жители островной державы должны были производить самостоятельно. Поэтому оплата любого труда – воинов, ремесленного, крестьян, людей творческих профессий должна была производиться в оговорённом числе коку риса.

Количество коку было мерилом имущественного благосостояния граждан и определяло размер их богатства. Естественно, самыми богатыми в стране Восходящего солнца были правители Японии – сёгуны. 

В частности, в период эпохи Токугава 30-ый сёгун Японии Асикага Ёсики (1568-1573) имел доход равный примерно 2 557 000 коку, что составляло около четверти годового дохода всей страны

Представители его привилегированных знатных родов госанкэ, (3 рода – Кии, Мито, Овари) и фудай (150 родов) получали более 1 100 000 коку риса в год. [2].

Очевидно, такая система денежного обращения привела к формирования огромного внутреннего рынка риса, центром которого стала рисовая биржа. Со временем торговцы рисом, несмотря на свой низкий социальный статус, стали главными финансовыми посредниками и купцами, превратились в богатейших людей страны.

Вначале XVII века талантливый военачальник и умелый политик Токугава Иэясу (1603-1605 – годы правления) основал в Японии новую династию сёгунов.

Новый правитель Японии решил создать и новую денежную систему. Именно в этот период в стране вводится монетное обращении, основу которого составляли золотые монеты («кобан»), серебренные монеты («моммэ») и бронзовые монеты («моны»).

Была установлена равная стоимость для всех японских монет из золота. За основу, однако, был принят все тот же «рисовый» эквивалент. Новая золотая монета «кобан» была приравнена к трем коку риса.

Таким образом товарные суррогатные деньги в Японии плавно трансформировались в фидуциарные (фиатные) металлические деньги.

Однако в то время золотыми и серебренными монетами правители Японии предпочитали расплачиваться только в самом крайнем случае. Например, с иностранными торговцами, которых трудно было заставить принимать в качестве оплаты редких и дорогих заморских товаров мешки с рисом.

Жёсткие регламенты по распределению национальных богатств в коку риса имели серьезные проблемы, в том числе и для функционирования государства. Любой неурожайный год становился для государственного бюджета Японии настоящей катастрофой.

Тем не менее экономика, основанная на расчетах в коку риса, функционировала в Японии более двух веков. Лишь в начале XIX века стали очевидны все недостатки рисовой экономики и политики изоляционизма.

В 1891 г. императорским указом 1 малый коку был определён в размере 180,39 литра, что соответствует примерно 5 бушелям, 40 имперских галлонам или 48 американским галлонам. В современной Японии коку как мера объёма по-прежнему используется.

Также как в Японии рис являлся товарными деньгами в соседней Корее в период правления там династии Корё (918-1392).

Корейская деревня и провинция жила натуральных хозяйством. Обмен товарами осуществлялся на традиционных ярмарках - чанси.

В этот период в стране отмечался рост сельскохозяйственного производства, различных ремесел, торговли (того). Натуральное хозяйство сопровождается развитием товаро-денежных отношений.

Функции товарных денег выполняли продукты питания – рис, соль, корень женьшеня, кедровые орехи и др. По мере развития ремесел к этим товарам добавились другие товарные деньги и прежде всего конопляные ткани, бумага, веера и др. Наибольшим спросом среди торговцев и населения пользовалось конопляное полотно.[3]

В древнем Корё ссуды крестьянам в деревнях и ремесленникам в провинциальных городах выдавались преимущественно рисом и конопляным полотном. Этими же товарами население Корё платили подати в казну государства.

Своеобразный ренессанс так называемых «рисовых» денег произошел в середине прошлого века в Китае. Сразу после образования Китайской народной республики (КНР) в 1949 г. в обращении стали появляться суррогатные деньги в виде продовольственных талонов (лао пяо чжэн).

Эти денежные знаки вводились с целью равномерного распределения среди населения продуктов питания, прежде всего риса и других товаров, нехватка которых остро ощущалась в то время в Китае. 

Эти талоны китайцы стали называть «рисовыми» донгами или «рисовыми» банкнотами. Массовый характер выпуск «рисовых» денег приобрел в период неудачных социально-экономических экспериментов Мао Цзэдуна в начале 70-х годов прошлого века.

Существовало два вида продовольственных карточек. Одни имели хождение только в Пекине, а другими «рисовыми» деньгами можно было пользоваться на территории всего Китая.

Кроме того, примерно в 2500 городов, уездов, поселений и волостей Китая в того времени выпускались свои продовольственные карточки для локального использования именно в этом районе.

Свои продовольственные талоны были также на некоторых предприятиях, в колхозах, вузах, воинских частях и коммунах.  Они были все разные и внешне и по номиналу. Номинал был выражен в весовых единицах как в китайских, так и в метрических.

Соответствующие продовольственные карточки выдавались в зависимости от состава семьи, возраста членов семьи и характера их работы.

Ежемесячным минимумом для кадровых рабочих было 14 кг. продовольствия, максимумом – более 16 кг. Для рабочих, занимавшихся физическим трудом, минимум составлял 18,5 кг, а максимум – 30 кг. Для новорожденного ребёнка ежемесячная норма составляла лишь 3 кг. По мере роста ребенка его норма увеличивалась.

Талоны выпускались огромными тиражами и подразделялись по товарному признаку. Продуктовые талоны – рис, зерно, яйца, растительное масло и другие продукты.

Талоны на промышленные товары - велосипеды, швейные машины, часы, одежду и др. Кроме этого были талоны на уголь, бензин, керосин, спички, мыло и т. д. Выдавались талоны на ткани для пошива одежды, причём военнослужащим выдавались талоны для пошива военной одежды.

Талонами обеспечивались все социальные слои населения городские жители, крестьяне, военнослужащие, пострадавшие от стихийных бедствий, роженицы и были даже специальные талоны для заключённых.

 «Рисовые» деньги пользовались в свое время огромной популярностью в Китае. Одно время правительство страны даже планировало сохранить их в качестве средства платежа и взаиморасчетов между населением.

Официально свое хождение китайские «рисовые» деньги прекратили в 90-е годы прошлого столетия. Сейчас «рисовые» банкноты считаются своеобразным антиквариатом и нумизматической редкостью. Многие жители поднебесной хранят их как память о тех непростых временах в китайской истории.

 

Андрианов Владимир

Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН,

бывший помощник Председателя Правительства РФ,

 

[1] К категории вегетабилистических денег относились различные растения и плоды – зерно (рис, пшеница, ячмень, кукуруза, амарант, гран), семена (паанга, тонга, силиква, песева, пья), листья (чай, табак), плоды (какао-бобы, горький миндаль),  шерсть, хлопок, хлопчатобумажные ткани (бязь, макута, ангола, габанга) лен, щелк, батик и др.

[2] Попов К. А. Законодательные акты средневековой Японии. - М., 1984 -  с. 7.

[3] Хан Ёнъу, История Кореи. Новый взгляд., М.: Восточная литература РАН, 2010 Курбанов С.О. История Кореи с древних времен до начала XXI века. СПб.: «Издательство Санкт-Петербургского университета», 2009. - 680 с.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован