06 апреля 2007
5286

Каплиев А.С.: Инкубатор бизнеса `блок питания` мозгов

Основатель сети пунктов быстрого питания Макдональдс утверждал, что он занимается не фаст-фудом, а недвижимостью. И эта творческая реорганизация бизнеса позволила ему стать не просто богатым, а очень богатым человеком.
На Северо-Западе России, в первую очередь в Санкт-Петербурге, развитие научных исследований постепенно возвращается в вузовскую систему в виде технологических разработок. Организационно и институционально данный процесс обустраивается в виде развертывания в рамках вузов технопарков или научно-технологических образовательных центров. Сейчас, по данным журнала "Эксперт Северо-Запад" в Петербурге около 15 вузовских технопарков, где работает около 100 инновационно-технологических фирм. Всего в них занято около 2,5 тысяч человек.
Таблица 1. Инновационно-технологические центры организаций науки и высшей школы Санкт-Петербурга.

No
Название ИТЦ
м2
Соб-ть
Организации
1 ИТЦ "Фонд ТВН" Санкт-Петербургского государственного политехнического университета 6000
Фед-я Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
2 ИТЦ Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга 7000 РФНТР РФНТР
3 ИТЦ Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики 15000 Фед-я Санкт-петербургской государственный университет информационных технологий, механики и оптики
4 Сетевой центр коллективного пользования уникальным оборудованием 1500 Фед-я Санкт-Петербургский горный институт (технический университет)
5 ИТЦ по комплексной переработке и утилизации промышленных и твердых бытовых отходов 4195 ОАО ОАО "НПК "Механообртехника"
6 ИТЦ Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна 1500 Фед-я Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
7 ИТЦ "Технопарк" 5000 Фед-я СПб Государственная лесотехническая
академия
8 ИТЦ "Центр поддержки инноваций" 1500 Фед-я Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе
9 ИТЦ "Северо-западный региональный инновационный центр наукоемких технологий "АРТЕС" 1400 Фед-я Институт электрофизики и электроэнергетики РАН
10 ИТЦ Инноваций ленинградских институтов и предприятий (ИЛИП) 1700 ЗАО ЗАО "ИЛИП"
ИТОГО 44795
В том числе Федеральная собственность 31900

Источник: экспертная оценка ИТЦ "Фонд ТВН" Санкт-Петербургского государственного политехнического университета и ОАО "НПК "Механообртехника".
Наиболее известные научно-технологические центры располагаются в Санкт-Петербургском государственном университете, Санкт-Петербургском государственном техническом университете, в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете. Однако пока журнал "Эксперт" оценивает рынок всех петербургских технопарков в довольно скромную сумму около 15 миллионов долларов США. Для сравнения в Хельсинки это не менее 350 миллионов долларов США. Бюджеты на НИОКР в российских вузах чрезвычайно малы в сравнении с ведущими западными университетами.
См. Таблицу 2. Ведущие вузы мира.
Университет Страна ППС Студенты % иностран. студентов Общий бюджет (млн. дол.) Бюджет НИОКР (млн. дол.)
Гарвард США 2 433 20 000 17 2 800 589
Стенфорд США 1754 15 000 20 2 300 975
MIT США 1 620 10 000 8 (аспиранты - 33) 1 600 -
2 100 567,4
Оксфорд Британия 1 100 18 000 10 1 000 334,7
Кембридж Британия 15 000 1 250 350
Токио Япония 3 000 28 000 10 400
Киото Япония 2 931 23 000 8 450
Торонто Канада 3 000 50 000 11 634
Хельсинки Финляндия 4 300 38 000 4 509
(млн. евро) 189
(млн. евро)


Источник: Княгинин В. Н., директор Центра стратегических разработок "Северо-Запад", доклад "Международный опыт создания крупных университетских центров" на научно-практической конференции "Мегауниверситеты: цели, задачи и методы создания" Екатеринбург, 29-30 июня 2006 года.
С начала 90-х годов Балтийский государственный технический университет "Военмех" им. Д.Ф.Устинова принимал самое активное участие в развитии инфраструктуры инновационной деятельности. Являясь одним из ведущих университетов России, готовящим специалистов по критическим и двойным технологиям, "Военмех" выступает организатором конференций, форумов, выставок по вопросам высоких технологий, инноваций, инвестиций. В 1994 году на территории БГТУ был создан Балтийский Международный Технологический парк. Около 50 тысяч квадратных метров тогда были предоставлены в пользование 146 компаниям - арендаторам. Но в настоящее время начато создание научно-технологического образовательного центра "Измаиловский". В его организационной структуре есть место и бизнес-инкубатору. Чтобы понять, что это такое и какой от него может быть прок, обратимся к истории вопроса.
История возникновения инкубаторов бизнеса.
Первые из них появились в Великобритании. Их провозвестниками были так называемые "творческие коммуны" архитекторов и дизайнеров, перестраивавших занимаемые ими здания так, чтобы создать оптимальную для творчества и взаимодействия среду. Сюда же относятся обновленные исторические здания, которые использовались под размещение мелких производств ремесленников и народных умельцев. Важно, что эти "коммуны" имели единое управление и определенный набор услуг коллективного пользования.
Следующая волна "инкубаторного бума" была вызвана экономическим кризисом в Великобритании, сопровождавшимся закрытием крупных производств. В 1975 году сталелитейная корпорация "Бритиш Стил" организовала специальную дочернюю фирму, в задачи которой входило создавать новые рабочие места там, где закрывались металлургические производства. Эта фирма строила многоофисные и производственные здания, предоставляла кредиты в целях поощрения безработных специалистов и рабочих открывать собственное дело. Работа шла в тесном взаимодействии с местными органами власти. Первое здание было открыто в 1979 году недалеко от Глазго (Шотландия), позже было введено в строй еще 9 зданий коллективного пользования поблизости от сталелитейных производств. "Бритиш Стил" называла их "зонами новых возможностей".
Примеру этой компании последовали и другие организации. Причем не только в Великобритании. Среди них известные корпорации "Шелл", "Филипс", "Ай Ти Ти". Национальное управление угольной промышленности Великобритании с их помощью преодолевало шахтерские протесты против закрытия шахт, забастовки, потрясшие Великобританию в начале 80-х годов. В Соединенном Королевстве даже была принята специальная программа "малых цехов", которая, предусматривала ряд мер, направленных на привлечение в это дело компаний частного сектора.
Очень скоро в подобную деятельность включились федеральные, региональные и местные органы власти, университеты и общественные организации самых разных стран. Но, несмотря на первоначальные успехи "старушки" Европы, после 1983 года инкубаторы нового бизнеса получили наибольшее распространение в Новом Свете. Можно назвать три главные причины, которые способствовали их быстрому распространению особенно в Соединенных Штатах Америки (Северной).
Первая это проблема возрождения приходящих в упадок городских центров и отдельных регионов Среднего Запада и Северо-Востока этой страны. Интересно, что данная проблема привлекла внимание корпорации "Контрол Дэйта", которая организовала около 20 инкубаторов в основном нетехнологического бизнеса. Инкубаторы, появление которых было вызвано первой причиной, должны были выполнять функцию создания новых рабочих мест, возрождения деловой активности на базе малого бизнеса. Схема оказалась реально действующей и к созданию инкубаторов такого типа стали подключаться городские и окружные органы власти на охваченных спадом территориях. Инкубаторы обретались на свободных площадях заводов и фабрик, на месте бывших складов, школ, в восстановленных зданиях. В общем - в любых помещениях, которые можно было приспособить для создания и выращивания малого бизнеса.
Вторая причина - эксперимент, поставленный Национальным научным фондом США в целях поощрения инновационной деятельности и предпринимательской активности в университетах. Он завершился успешно, дав толчок соответствующей инициативе университетов и колледжей. Отметим, что часть инкубаторов бизнеса университетов позже влилась в состав университетских научных парков в качестве их "блоков питания". Другая часть продолжила автономное существование. Инкубаторы, появление которых было вызвано второй причиной, выполняли функцию поддержки наукоемкого предпринимательства.
Третья причина - инициативы, предпринятые отдельными процветающими бизнесменами или группами инвесторов в целях передачи собственного положительного опыта новым предпринимателям в благоприятной для инновационной деятельности и коммерциализации технологий среде. Примером такого подхода может служить организованный Л. Шульцем в 1976 году в Филадельфии "Центр технологического предпринимательства". Карьера Шульца позволила ему понять, какая именно среда в наибольшей степени способствует коммерциализации высоких технологий, и он сумел создать такую среду. К этой же схеме тяготеют и венчурные (рисковые) капиталисты для того, чтобы "держать в одном месте" своих клиентов, одновременно создавая им контролируемые по ряду параметров условия для работы. Задача инкубаторов, создаваемых по этой схеме - оказывать поддержку как фирмам высоких технологий, так и не-технологическому предпринимательству.
Инкубаторы бизнеса оказались настолько удачной формой поддержки нового предпринимательства, что за десять лет их число в США быстро выросло с нескольких десятков до 575, объединенных в Национальную ассоциацию инкубаторов бизнеса. Всего же в мире уже насчитывается более 2000 самостоятельно действующих инкубаторов бизнеса.
Теперь в США есть и инкубаторы искусств, сдающие в аренду площади и оказывающие помощь молодым художникам и артистам; и сельскохозяйственные инкубаторы, в которых малые фирмы перерабатывают продукцию земледелия и животноводства, и инкубаторы для женщин, национальных меньшинств, инвалидов, преследующие цель вовлечения этих категорий граждан в активную предпринимательскую деятельность, и промышленные инкубаторы, производящие несложную продукцию, а не только инкубаторы фирм высоких технологий. Их многообразие обеспечивает выживание малого бизнеса, повышение социальной и экономической активности населения, организацию новой культурной среды. Несмотря на большой разброс направлений деятельности и удаленность от интересов науки и техники, три четверти инкубаторов поддерживают отношения с ближайшими университетами, или стремятся к этому.
Зачем предпринимателям и технопаркам нужны университеты?
Мировой опыт показывает, что статистика "выживания" малой фирмы в бизнес-инкубаторе - четыре из пяти (80 процентов), тогда как в "свободном плавании", погибают каждые шесть из десяти вновь образованных малых предприятий ("выживают" - 40 процентов).
Многочисленные исследования, проведенные как в США, так и в Западной Европе, показывают, что для начинающих предпринимателей, чаще всего испытывающих финансовые трудности, важно, что инкубаторы (это касается и инкубаторов в составе технопарков) предоставляют "крышу над головой" на льготных условиях, по ценам ниже рыночных. Необходимые площади предоставляют вузы. Финансовыми "донорами" в этом случае, как правило, выступают либо государство, либо негосударственные фонды.
Например, в июне - июле 2006 года министерство образования и науки Российской Федерации провело конкурс на создание студенческих бизнес-инкубаторов. В нем приняло участие около 40 вузов. От государства они запросили финансирование на сумму более 600 млн. рублей. А вот создание студенческого инкубатора высоких технологий (СИВТ), являющегося частью Международного научно-технологического парка (МНТП) "Технопарк в Москворечье" работающего на благо Московского государственного инженерно-физического института (МИФИ) был поддержан фондом "Евразия".
Среди других "плюсов" симбиоза предпринимательской инициативы и центров знаний (университетов) на базе инкубаторов: творческая атмосфера и возможность контактировать с себе подобными, формирование имиджа серьёзной компании, расширение набора услуг, гибкость менеджмента.
В тесном контакте с вузом становятся достижимыми следующие цели бизнес-инкубатора:
- создание стимулов к внедрению и коммерциализации научных разработок студентов и молодых ученых, предоставление дополнительных возможностей студентам и аспирантам для участия в проведении НИОКР, направленных на создание продукции и технологии для наукоемкого бизнеса;
- привлечение студентов и аспирантов к процессу создания, разработки и реализации наукоемкой продукции или технологии непосредственно на стадии обучения и подготовки в научных группах кафедр, в конструкторских бюро, на фирмах технопарка;
- адаптация молодого специалиста в новых рыночных условиях на стадии обучения и подготовки для работы на малых инновационных предприятиях.
Инкубаторы нового бизнеса существуют в двух видах. В одном случае они выступают в качестве ядра технопарков, в другом - действуют как самостоятельные организации. Провести грань, отделяющую инкубатор от технопарка, непросто. Особенно когда речь идёт о развитии фирм высоких технологий. Но существенные различия между ними есть.
Во-первых, инкубаторы бизнеса поддерживают исключительно вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития фирмы.
Во-вторых, они поддерживают не только фирмы высоких технологий, но и малый бизнес самого широко спектра деятельности, - так называемый нетехнологический бизнес.
В-третьих, инкубаторы, как правило, не имеют земли, а, следовательно, и программ привлечения на неё филиалов и представительств крупных корпораций, сдачи в аренду участков клиентским фирмам под строительство теми офисов и прочих необходимых им помещений.
В-четвертых, политика постоянного обновления клиентов в инкубаторах соблюдается жестче, чем в технопарках.
По набору услуг, функциям, целям и задачам поддержки малого предпринимательства они либо не отличаются от технопарков, либо эти отличия не столь уж значительны. Стартовые же возможности тех и других, конечно же, разные. Можно также отметить, что чаще всего инкубаторы формируются по смешанной схеме, но, по мере их "взросления", они тяготеют к специализации. Например, создаются инкубаторы только для фирм, производящих программное обеспечение или работающих в области биотехнологии. Современные вузы, так же, как правило, имеют свою специализацию. Например, "Военмех" тяготеет к позиционированию на рынке обеспечения комплексной безопасности общества, государства, личности.
Зачем российским вузам нужны инкубаторы бизнеса и технопарки?
Один из аспектов глобализации рынка образовательных услуг и конкуренции учебных заведений разных стран за финансовые потоки и студентов - появление международных рейтингов. Российские вузы очень скромно представлены в них. По данным газеты "Деловой Петербург" (от 4 сентября 2006 года, No162), Институт высшего образования Шанхайского университета (КНР) уже 4 года составляет рейтинг 500 лучших университетов мира. В нем Московский государственный университет занимает 70, а Санкт-Петербургский 339 место. В 2003 году результаты были хуже. В рейтинге же британской газеты "Таймс" был представлен только МГУ, да и то на 92 месте.
Подобная ситуация наблюдается и с российскими бизнес-школами. Лишь Высшая школа бизнеса МГУ в 2004 году впервые вошла в число компаний, включенных в рейтинг европейских Master of Business Administration (MBA) компаний QS TopMBA.
Затраты на фундаментальные исследования в научных бюджетах российских и американских вузов составляют соответственно 10 и 50 процентов. Притом что сами эти бюджеты существенно различаются по объему. Исследовательский бюджет Мичиганского университета в 2003 году составлял почти 650 млн. долларов, а согласно опубликованным в 2005 году данным исследовательский бюджет Государственного Университета - Высшая Школа Экономики составляет 241 млн. рублей, Томского политехнического университета - 357 млн. рублей, обычного регионального университета - от 1 до 45 млн. рублей в год. Эта же пропорция сохраняется и в отношении бюджетов российских и американских университетов, исследовательских институтов в целом. Например, бюджет Национального Института Рака (США) составляет более 2 млрд. долларов.
Финансирование вузов сказывается на качестве их материально-технической базы, возможностях для труда и отдыха. Это влияет на сплоченность научных, трудовых коллективов, удовлетворенность своей деятельностью, воплощается в успешности проводимых исследований. Что, в свою очередь, выражается в повышении "индекса цитирования", который является, чуть ли не краеугольным камнем международного рейтингования вузов.
Важно также отметить, что примерно 100 фундаментальных исследований порождают 10 прикладных и только 1 прикладное исследование заканчивается выходом на рынок в виде конкретной технологии или другой продукции. Сам по себе высокий научный потенциал ничего не гарантирует с точки зрения коммерциализации результатов научных исследований. Это объективные показатели.
В условиях инновационной экономики наличие платежеспособного спроса является критерием плодотворности труда исследователей, преподавателей, управленцев в сфере образования. В конечном счете, не власть или бизнес, а именно центры знаний (вузы) ответственны за качество поставляемого на рынок труда человеческого и интеллектуального капитала. Капитал имеет одну очень важную функцию - "питания мозгов". Хорошее питание (не фаст-фуд!) очень важно для развития. Ведь как известно, что в молодости сэкономишь на еде, потом потратишь на лекарства.
Для подготовки материала были использованы:
1. Постиндустриальный переход в вышем образовании России: на примере анализа развития рынка образовательных услуг Северо-Запада РФ./Под руководством В.Н.Княгинина. - СПб.: Издательский дом "Corvus", Фонд "Центр стратегических разработок "Северо-Запад", 2005.
2. Презентация доклада В.Н.Княгинина "Мегауниверситеты".
3. Материалы Интернет-сайта "Технопарки".

Каплиев А.С.
заместитель начальника отдела интеллектуальной собственности, координатор проекта по созданию технопарка Балтийского государственного технического университета "Военмех" им.Д.Ф.Устинова

2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован