08 ноября 2005
8475

Леонид СУМАРОКОВ: `Озорные стихи, или как я участвовал в Пушкинском конкурсе поэтов в Англии`

Откуда у русских это озорство? В генах, что ли? Я не знаю, но ясно, что где-то глубоко и, порой, сродни молодецкой удали. Помните, у Ершова в `Коньке-Горбунке`? Симпатичный герой сказки вроде бы добился всего, что требовалось, свою жар-птицу словил. Надо спешить домой. Ан нет, там их еще много осталось. -Дай ты птиц-то мне пугнуть... У Даля (забытая поговорка): -это дело нехорошее, дай-ка попробуем... Опять озорство. На моей персональной странице в `Наследии` есть материал по `озорному Высоцкому`. Читательский спрос (по моим меркам, конечно, я слежу за статистикой обращений в портале), по сравнению с другими моими, скажем так, `серьезными` творениями, так и прёт. В чем суть `феномена`? Ну, понятно, Высоцкий... Но мало ли пишут о нем, и, порой, хорошо пишут, откуда здесь-то пёр? И вот я думаю, может все дело именно в сочетании со словом `озорной`? И еще. Читаю у Михаила Зощенко его великолепные `Рассказы о Ленине`. Думаю, а ведь и они по существу озорные, тем более с учетом строгого времени, когда автор их опубликовал. Можно было и на Колыму угодить. И очень даже просто. А в рассказе, помните, в голодные годы рыбаки решили Ленина подкормить. Поймали здоровенную рыбину. Закоптили. К вождю послали одного своего товарища. Тот попал-таки к Ильичу в кабинет. Стоит, мнется, не знает, что сказать. Ленин понимает, что-то тут неспроста. -А что это у вас за спиной? -Вот, Владимир Ильич. Это рыба. Мы ее прямо в воде поймали... Думаю, а ведь и я не прочь созорничать, если, конечно, удобный случай подвернется. Ну и еще немного доброй, никак не злой, иронии... О том, в связи с упомянутым в названии конкурсом, и пойдет речь ниже (далее следуют несколько строк уже опубликованных ранее, но с некоторыми добавлениями).

Но начну все по порядку, чтобы потом кто-нибудь не сказал: -Ну, это ты загнул... Или: -Ну, где же тут элементарная логика? Или, даже более того: -Зачем тебе все это было нужно? Итак, если излагать строго по порядку, то следует сказать, что началось все года полтора назад с информации от моего приятеля-журналиста, который прислал мне по факсу вырезку из газеты МК. Там, в вырезке, содержалось объявление, что в Лондоне объявлен пушкинский конкурс поэтов, итоги которого вскоре подведут, ну а материалы для участия должны быть направлены уже недели через три. Там же сообщались и условия участия. Довольно не хитрые, учитывая речь шла в основном о начинающих. Допускалось, что претендент может представить до десяти своих стихотворений, но в одном из них (назову его условно, `основным`) должна обязательно использоваться пушкинская строка: `Что нужно Лондону, то рано для Москвы...`. Остальное - по усмотрению автора.

Ну я, понятно, бумагу эту, повертев в руках, отложил в сторону, думаю, выкину позднее. Но тут позвонил мой приятель, правда уже по другому вопросу. И все же я спросил про объявление, зачем, мол, прислал? Он: -я же стихи твои слушал. Подумал, все это как раз для тебя... Стихи я ему, верно, иногда читал за кружкой пива. Он почти всегда улыбался и одобрял. Он вообще ко мне неплохо относится, но я-то прекрасно понимал, что это не те стихи, что ждут на лондонском конкурсе. Тех я не пишу. И все же, видимо, логика сама по себе, а голова иногда работает независимо от этого. У нее своя логика. Помните у Некрасова: -Мужик, что бык. Втемяшится в башку какая блажь, колом ее оттудова не выбьешь...`. Тут, видимо, меня и начал путать бес, и я стал размышлять, а что если?...

А в голову, как у зощенского поэта из `Романтической истории`, уже совершенно подспудно стали приходить всякие идеи и рифмы в отношении `основного` стихотворения. Действительно, что можно придумать на тему `Что нужно Лондону...?`. Черт их знает, что там нужно, публика очень специальная, и я об этом никогда раньше целенаправленно не думал. Что же касается остальных стихов в приложение к основному, то тут я особых проблем не видел. В моем компьютере есть такая специальная директория `unpublished`, куда попадают все не опубликованные, сомнительные или не незаконченные материалы. Многие из них озорные. Там много чего. Надеюсь, наберу оттуда. Чего им зря пропадать (и надо сказать последняя мысль меня тоже в определенной мере подстегнула, что вот тут представляется удобный случай дать ход некоторым забытым и не очень высокохудожественным стихам). Помню, там было подражание Высоцкому на пушкинскую тему о князе, который принял смерть от коня своего, еще что-то подобное. Была и своеобразная `Лениниана`, но в несколько необычном, озорном, хотя и никак не злом (это для меня, особенно в данном случае, не допустимо) варианте.

Забегая вперед, сразу скажу, все примерно так, как я и предполагал, получилось. И даже с перебором. Я-то был почти уверен, что вовсе не опубликуют, ну, хоть жюри почитает. Любопытно было, как отреагируют. Опубликовали, даже, письмо благодарственное за участие в конкурсе прислали, и это очень мило. Призов я, понятно, не получил и, думаю, совершенно справедливо. Об остальном частично было рассказано в моей опубликованной на их сайте переписке (www. pushkininbritain.сom). Там же были и мои стихи. Еще по этому поводу была небольшая заметка в `Наследии`, где в разное время опубликована пара моих стихотворений. Английский сайт существовал с год, а потом его направили на переделку, о чем и говорится в их заставке. Не знаю, что там останется в конце концов и останется ли. А потому, после колебаний, решил повторить некоторые из озорных материалов в `Наследии`. Подумал, иначе можно опоздать и не успеть вскочить в уходящий поезд. Что имею в виду, наверное, будет понятно для тех, кто доберется до упомянутых стихов.


-НА КОНКУРС:
-Что нужно Лондону (на `заказ` по условиям конкурса).

-ВНЕ КОНКУРСА:
-Еще о причине гибели князя Олега (версия).
-Диалог князя Олега с кудесником (опять же версия).
-Кому нынче на Руси жить хорошо (предположение).
(Указанные озорные стихи так или иначе перекликаются с творчеством Пушкина, Некрасова и Высоцкого).
-`Лениниана` (четыре более или менее оригинальных озорных стихотворения).
-Помимо стихов, разместили еще одно еще одно мелкое произведение в прозе (научно-фантастический рассказ `Я - колдун`).



ЧТО НУЖНО ЛОНДОНУ*...
(*приводится с купюрами)

Что нужно Лондону, то рано для Москвы**.
Вы двинулись в Багдад, а нам пока не надо.
Напротив, мы слиняли из Багдада,
Причем с большой поспешностью. Увы.

И, видимо, успели в самый раз,
И так мы там изрядно побывали.
Спасибо, что рук-ног не оторвали,
Обратно - рано. Лучше уж без нас,
...

Что нужно Лондону? Зачем теперь он влез?
Нам рано, мы готовы ждать покеда.
Ну а когда, бог даст, придет победа,
Вновь полетим, уже без МЧС.

Что нужно для Москвы, то Лондону - пустяк.
Что Лондону о-кей, то для Москвы не гоже.
Понятно, мы маленько не похожи.
Ну и пускай, раз уж сложилось так.

Что истинно для вас - для нас, порой, обман.
У вас стоят дубы. У нас растут березы.
Вам в общем-то плевать на русские морозы,
Нам в общем-то начхать, на лондонский туман.

**) Эта пушкинская строчка д.б. по условиям английского конкурса


ПРИЛОЖЕНИЕ: стихи вне конкурса


ЕЩЕ О ПРИЧИНЕ СМЕРТИ КНЯЗЯ ОЛЕГА (ВЕРСИЯ).

Эпиграфы:
1)... И хочет увидеть он кости коня.
2)... И принял он смерть от коня своего.
Александр ПУШКИН


Ну, требуют кости, так надо достать.
А где эти кости отыщешь?
Отправились в поле и стали искать.
А там их лежит, может, тыща.

Собрали, что было, сложили в мешок,
Набили до самого края.
И вот стремянной их в шатер поволок,
Под тяжестью ноги сгибая.

Мешок здоровенный. Насилу допер.
А князь там сидит и пирует.
Все вывалил князю слуга на ковер.
И ждет, что беда не минует.

Князь мутно взглянул и сказал: `Наконец,
А я было начал сердиться`.
Глядит, там два черепа, бивень, крестец
И клюв от диковинной птицы.

Еще видит кисть он и чью-то ступню
И мелочи всякой до черта.
`Зачем притащил ты всю эту ... ню,
К тому же не первого сорта?

Где кости коня-то?` В сердцах он вскричал.-
`Не в цирке. Кончай, брат, свой номер.`
Хватил он из кубка. Еще заказал.
Опять повторил. Так и помер.
***
Никто не кусал и не жалил его,
И Пушкин здесь малость заврался.
Но факт, что погиб от коня своего
В истории все же остался...



КУДЕСНИК

И снова сбирается князь поскорей
Отмстить неразумным хазарам.
Пора им опять подвалить п...лей
И, надо признаться, недаром.

Хазары-то вновь совершили набег,
Народец довольно хреновый.
Дружину свою собирает Олег,
Чтоб выступить с ратью по новой.

Вдруг видит: кудесник, безумный старик,
Предстал перед ним, не робея.
Да так фамильярно поближе приник,
И начал нести ахинею.

Стал слушать Олег, и не может понять,
А старец долдонит фальцетом.
И чувствует князь, что не в силах связать,
Он мысли единым сюжетом.

Мол, примет князь смерть от коня своего...
Что с волей господнею дружен...
Про кости коня, про седло от него...
А сам он, кудесник, простужен.

... (Пропущены абзацы)

Олег, сперва слушал, но вскоре взревел.
Мозги заморочил мне, сука!
Шугнул он кудесника, плетью огрел
И стрельнул вдогонку из лука.

И хоть он по счастью в него не попал,
Но все же всерьез напугался.
А что, если старец вдруг правду сказал,
И чтобы не струсить, нажрался?

Наутро слуга ему все объяснил:
Да, принял кудесник. Приперло.
Я сам ему сдуру литровку открыл,
А он всю и выжрал из горла.

Явился кудесник. Прощенья просил,
Признал всю вину за собою:
Напутал я, князь. Видно, бес замутил.
Прости меня. Все с перепою.



КОМУ НЫНЧЕ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО?*
(*Публиковалось полностью в `Наследии` ранее).

Известно, что история - понятие цикличное,
Событья повторяются в течение веков.
И вот, как у Некрасова, хоть с небольшим отличием,
Сошлись опять, как ранее, семь русских мужиков.

Степан, Евлампий с Прохором, еще Порфирий с Гришею
И два братана Губины: Иван да Митродор,
Сошлися и заспорили. Ну, малость взяли лишнего,
А может и не лишнего. А так, под разговор.

И стали рассуждать они. Жизнь слабо улучшается,
Живет народ по-разному. Господь страну спаси.
Работают, надеются, а все как прежде маются.
Кому ж живется весело, вольготно на Руси?

Степан кричит: Чубаюсу! Электрику ехидному!
Евлампий: Черномырдину! Уж точно говорю!
Гайдару толстомордому! Петру Авену с Фридманом!
Борису! До недавнего российскому царю.

Татьяне! Его дочери. Всему `семейству` рыдлому,
Что наверх повылазили из нор да из щелей!
А мы, судьбой забытые, так жизнь и кончим быдлами.
Они-то ведь все смоются. Кто позже, кто скорей.

Роману Абрамовичу, что ныне губернатором.
Он, говорят, Чукотку там в Аляску превратил!
Гусинскому! Смоленскому! Адамову в Минатоме!
Бурбулису, что с Ельциным страну перекроил!

Порфирий: Березовскому вольготней всех, конечное!
Нахапал он и в Англию. Теперь ищи-свищи.
А Митродор: не скроется! Вернут его сердечного.
Ведь взяли ж Ходорковского, а он крупней стащил...

... (Здесь пропущено несколько куплетов)

Евлампий: Горби лысому! Он пиццу рекламирует,
А как разрекламирует, так сам ее и жрет.
Да он на перестройку вам Израиль сагитирует!
А что их агитировать? Там бывший наш народ.

......( Здесь пропущено несколько куплетов)

Тут кто-то гаркнул: Путину! Да быстро образумили.
Смекнули, вряд ли весело в его-то шкуру влезть.
И то сказать, в горячке-то совсем ополоумели.
Уж тут не до согласия, пора и ноги несть.

Ну, впрямь, как у Некрасова. Всех вспомнили, уважили.
Ну а кого не вспомнили, сойдутся вновь опять.
За полтора столетия ума так и не нажили.
Расея, наша матушка! Эх, любят здесь болтать...



ЧЕТЫРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ИЗ `ЛЕНИНИАНЫ`
/Из серии Ленин с `человеческим лицом`/


ЛЕНИН В ШУШЕНСКОМ. АППАССИОНАТА.

Когда был Ленин в Шушенском, ну где его сослали,
Он получал посылки, куда они и шли.
Тут мы одну историю не так давно узнали,
И для тебя, читатель, её приберегли.

В то время еще мама жива была у Ленина
И очень не хотела, чтоб Ленину скучать.
И хоть и понимала, что он в Сибири временно,
Подумавши, решила рояль ему послать.

Конечно, было б проще там с флейтой или скрипкой,
Ведь Ленин и на них бы прекрасно мог сыграть.
Но мать решила иначе. И было бы ошибкой
Теперь ее за это публично упрекать.

И именно тогда-то, открыв рояля крышку,
Вождь Аппассионату крестьянам стал играть.
И вот что получилось, точней сказать, что вышло:
Крестьяне стали прыгать, смеяться и плясать.

А после крестьяне устроили овацию,
И стало очевидно, что Ленин люб и мил.
И если бы я раньше не верил в медитацию,
То после сцены этой я б мненье изменил...

А Ленин, улыбнувшись, подумал: эх, ребята,
Ведь под такую музыку положено молчать.
Ведь это не Камаринский, а Аппассионата.
Позднее разберутся. Не стану их смущать.

И Ленин вдруг задумался о будущем России
И видел многих судеб грядущий поворот.
Он рассуждал как гений, пророк или мессия.
А люди и не знали, чего их вскоре ждет...

А чуть позднее с Лениным крестьянские ребята
Начали в паровозики вокруг костра играть,
И Ленину досталось быть вагоновожатым
И дети так смеялись, что трудно передать.

А Ленин делал змейку, свистел на повороте
И маленькую девочку на руки даже взял.
А позже, наигравшись, он приступил к работе
И тезисы апрельские всю ночь сидел писал.

А царская охранка в отчете написала,
Что Ленин исправляется. Горазд с детьми играть.
Балуется роялью. Листовок пишет мало.
И ежели так будет, то можно отпускать.

А позже вместе с Лениным соратники шутили
Как царскую охранку перехитрить он смог.
Ведь что бы там ни думали и что ни говорили,
А в этом самом деле рояль ему помог!



КАКИМ БЫЛ ЛЕНИН*
(*Публиковалось полностью в `Наследии` ранее).

Бежит годами время. История стареет
И обрастает слухами, как мхом дно кораблей.
Про Ленина болтают все больше и глупее,
Пока еще не поздно, сходите в мавзолей!

А то ведь вдруг окажется, что Ленин был с рогами,
С одним и круглым глазом, огромный как циклоп!
С длиннющей черной гривою, зато с тремя руками,
Ел часто и помногу, притом один укроп.

Что это генетический сработал, дескать, фактор,
И он, мол, игнорируя советы все подряд,
Отправился в Чернобыль, забрался там в реактор,
Набрался радиации, вот сам и виноват!

Другие пишут Ленин, при всем его величии,
Был по размерам мелкий, то есть ростом небольшой.
Но что хоть факт подобный присутствует в наличии,
Писать вот так о Ленине не очень хорошо.

Про Ленина, мол, надо писать всегда возвышенно,
А мелкие детали из текста исключать,
Иначе есть опасность сказать чего-то лишнее
Или, что тоже плохо, чего-то не то сказать.

... (Далее пропущено несколько четверостиший)

Да нету таких наций, которые умнее,
Которые бог их выбрал, как нации господ.
Ну, а вот люди разные. Один рожден добрее,
Другой, напротив, злее. И так любой народ.

Неужто же не ясно, в народах нет различья,
Араб он или негр, католик иль раввин?
Народы одинаковы. Есть разные обычаи.
Есть разные религии. А бог у всех один.

- ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Когда был Ленин маленьким (не в смысле габаритов,
А в смысле, так вам скажем, его, ну что ли, лет),
Уже родные знали: он будет знаменитым!
Вот так оно и вышло. А что болтают - бред.

А если, кто-то думает, сомнений не имея,
Что, дескать, он огромный, здоровый был мужик.
То мы вам скажем прямо, что это ахинея.
Он был как все другие, и тем он и велик.

Ведь дело-то, понятно, не в голливудском виде
И не в гигантском росте, а в мощности идей.
И Ленина за это олигархи ненавидят,
И так он популярен у всех простых людей!



ЛЕНИН И КОШКА (ИЛИ ЕЩЕ РАЗ КАКИМ ОН БЫЛ).

Я недавно увидел фотографию Ленина,
Он сидел на скамеечке с кошкой в руках.
С фотографии видно, что кошка беременна.
Или, как говорят иногда, на сносях.

И увидевши фото мне подумалось: братцы!
Ведь со дня его смерти прошло много лет!
Так каким же был Ленин? Пора разобраться.
Наболтали, что в пору идти тушить свет!

Кто считает плохим, кто - не очень хорошим.
Не любил божьих тварей и к людям был сух.
Чепуха это все! Ведь любил Ленин кошек.
И любил своих близких. И вообще всех вокруг.

Ну зачем к Ильичу села б вдруг на колени,
Растянулась блаженно и стала мурчать?
А я так вам скажу: то как добр был Ленин,
Даже кошка инстинктом сумела понять!

Пусть болтают, что Ленин недолюбливал кошек,
Что все время ругал их и гонял со стола.
Это выдумки! Ленин был очень хорошим,
А иначе бы кошка к нему не пошла!



ЛЮБИЛ ЛИ ЛЕНИН КРУПСКУЮ?
(Крупская, Ленин, Троцкий - версия о причинах развития некоторых исторических событий).

-ВСТУПЛЕНИЕ: СПРОСИЛ У БАБКИ ВАНГИ Я...
Спросил у бабки Ванги я, любил ли Клинтон Монику?
Губами бабка шамкнула и отвечала `yes`.
Она стажировалась и учила экономику,
А Клинтон в Белом доме под юбку ей залез.

Потом спросил у бабки я: любил ли Ленин Крупскую?
Тут бабка долго думала, призвав весь свой талант.
И изрекла: любил он. Одну, похоже, русскую.
Другую же - не русскую, с фамилией Арманд.

-ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Известно, что у Ленина, как говорят, в наличии
Детей от Крупской не было. И все же в чем вопрос?
Ведь дело это в общем-то довольно-таки личное.
Но Троцкий постоянно совал свой длинный нос.

И, видимо, от Троцкого пошла такая сплетня,
Что, дескать, Ленин Крупскую не очень-то любил
И даже отношенья их, довольно многолетние,
Случайно ли, намеренно, зачем-то испошлил.

Недавно в Интернете я встретил сообщение,
Что в Латвии полковник жил с фамилией Арманд.
И люди сомневаются, не сын ли он, мол, Ленина?
И не с его ли матерью Ильич имел роман?

Что ж, дело-то житейское. Обратно ж, революция.
Но ведь была у Ленина законная жена -
Надежда Константиновна. Для близких - Надя Крупская.
И люди стали спрашивать, а что ж тогда она?

Спросили у историка: любил ли Ленин Крупскую?
Историк призадумался, губами шевелил.
Потом вдруг, улыбнувшись улыбкой доброй, русскою.
Сказал: -да нет вопроса, конечное, любил!

Всё ж кто-то усомнился в таких словах историка,
(Ведь он сказал не сразу, губами шевелил).
И вымолвил вполголоса, что это лишь риторика.
Что он любил Армандиху, а с Крупской просто жил.

Историк же настаивал: отбросьте мысли эти,
Ведь люди твердо знают, что Ленин всех любил.
А стало быть и Крупскую. И даже, мол, заметьте,
Иные поражались, откуда брал он сил?

Но именно за это любили люди Ленина,
И ходоки в приемной сидели стар и мал.
А он поил их чаем с лимоном и варением.
Но Троцкий был на входе и многих не пускал.

А, надо сказать, Троцкий мешался очень Ленину,
Интриговал, двурушничал и Брестский мир сорвал.
И Ленин себя чувствовал порою неуверенно,
Поскольку тот все время во все свой нос совал.

-Ведь это ж только Троцкий придумать мог такое!
Заметил как-то Ленин в присутствии жены.
Он, видимо, настолько дошел там с перепоя,
Что немцам выдал формулу: `ни мира, ни войны`.

То есть как это ни мира и ни войны, простите?
Ведь тут концы не сходятся, и что-то тут не так.
И как тут ни кумекайте, и как тут ни вертите,
А все же получается не дело, а бардак.

Вот так оно и вышло. Бардак и получился.
А Троцкого и дальше никто не мог понять.
Тем более, что вскоре он за границу смылся
Но ленинскому делу не перестал мешать.

А Крупская, понятно, на Троцкого сердилась
И жаловалась Сталину, мол, невозможно жить.
И в результате мнение в политбюро сложилось,
Что Троцкого желательно в сортире замочить.

-ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ШЕРШЕ ЛЯ ФАМ.

Ну, Троцкого пришили. И именно тогда-то
Вопрос `а в чем причина?` поднялся и завис.
А я скажу вам прямо: шерше ля фам, ребята.
Все дело либо в Крупской, либо в швейцарской мисс.



Я - колдун (научно-фантастический рассказ).
Первые семинары по практическому колдовству, несомненно, появились в Австрии, в университете Граца на кафедре имени отца современной генетики монаха Грегора Иоганна Менделя в 2438 году. Тогда они носили узкопрофессиональный характер и представляли собой скорее всего шоуподобную реализацию действия фокусников экстракласса конца прошлого тысячелетия. С той лишь разницей, что любые попытки раскрыть или объяснить содержание происходящих при этом явлений, как и в известной сцене с выступлением мессира Воланда в московском цирке из романа Булгакова `Мастер и Маргарита`, заканчивались полным крахом и конфузом для тех, кто пытался это сделать.
Обязательной дисциплиной, которую тогдашним аналогом министерства образования было предписано изучать в школах, колдовство стало значительно позже, как раз в 2500 году. Процесс проведения урока требовал личного, а не виртуального, как в иных случаях, присутствия учеников. Заключался он в том, что Учитель настраивался на объект волшебства, определяя координаты той точки пространства, где планировалось чудо, и путем тщательно отработанных элементарных процедур сублимировал (по Фрейду) в этой точке созидательную или разрушительную энергию. После этого путем одного из произвольных (заранее отработанных) действий: например, взмах руки, наклон головы или элементарное, иногда казалось бы совершенно бессодержательное, заклинание инициировалась цепь действий, приводивших к программируемому результату.
К тому времени появилось достаточное число в целом, с моей точки зрения, безответственных, а порой просто глуповатых наукообразных работ, рассуждавших на надоевшую уже многим предшествующим поколениям тему, является ли колдовство наукой, искусством или ремеслом. Между тем именно практические колдуны начали быстро продвигать развитие тех стран и обществ, где колдовство получило социальное признание, и существовавший перед тем мир, распределение сфер влияния и признание в нем драматически изменились в считанные дни, если не часы. В Университетах начали активно изучать нетрадиционную наиболее, как отмечалось, перспективную новую дисциплину с лаконичным названием `Воображение`. Именно она создавала предпосылки воспитания категории работников, специальность и профиль которых в выдаваемом им дипломе записывались, как `Творец`. Вскоре, однако, колдунам стало тесно в небольшом пространстве нашей уютной Планеты, и они стали распространяться по всему полю Мироздания...
Как раз этот период, совпал с получением мной диплома магистра по специальности `Творец` (третий уровень квалификации) в скромном Московском университете по кафедре имени Т.Д.Лысенко (которого к тому времени полностью реабилитировали, а его `бредовые` идеи стали одна за другой получать поразительное воплощение). Я же серьезно увлекся релятивистскими аспектами теории колдовства...

(Конец фрагмента. Для желающих, полный текст можно найти на персональном сайте автора здесь, в `Наследии`).

Леонид СУМАРОКОВ, Вена.

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован