21 марта 2007
2754

Людмила Стебенкова: Безопасный секс - это миф!

Уже не первый год депутат Людмила Стебенкова доказывает, что нравственность - это не проявление ханжества и консерватизма, а одно из главных условий развития здорового и гармоничного общества. Причем, по ее мнению, воспитание нравственных устоев надо начинать с ранних лет.

"Несмотря на пропаганду контрацептивов, за год в России только официально произведено 1,6 миллиона абортов"

Недавно столичные депутаты приняли обращение к председателю Госдумы Борису Грызлову "О проекте Федерального закона "О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию".

С автором этого обращения - депутатом Мосгордумы Людмилой Васильевной СТЕБЕНКОВОЙ - встретился наш корреспондент.

- Вы ведь по образованию - врач. И первый вопрос к вам как к врачу: поставьте, пожалуйста, диагноз сегодняшней духовной ситуации в обществе. Излечимы ли его болезни?

- Недавно я участвовала в одной из популярных передач федерального канала, которая была посвящена этой теме. Там были произнесены, в частности, показательные данные ВЦИОМа. Его специалисты провели опрос на тему: "Что вы считаете пороком?" Так вот, большинство респондентов ответило, что самыми аморальными поступками считают употребление наркотиков (92% опрошенных); плохое воспитание детей, заброшенность и беспризорность (91%); жестокое обращение с животными (82%). Люди не находят оправдания и таким поступкам и явлениям, как пьянство (82%); хамство, грубость, нецензурная брань (76%); обогащение за счет других (74%); проституция (72%); публичное проявление неприязни к представителям других национальностей (68%); дача и получение взятки (66%); деловая необязательность (62%); уклонение от уплаты налогов (61%); гомосексуализм (56%).

Данные этого опроса меня, откровенно сказать, порадовали. Значит, нравственные ориентиры у нас не потеряны. Важно, чтобы государство не стояло в стороне от этих проблем. Необходимо заниматься воспитанием детей и подростков продуманно, не впадая в крайности: и излишне назидательными быть нельзя, но и оставлять ситуацию в том состоянии, в котором она находится сегодня, тоже опасно, особенно на фоне демографических проблем нашей страны.

- Что же, по-вашему, требует незамедлительного вмешательства власти?

- Падение престижа семьи... Посмотрите, какой идеал для девушки формируют современные СМИ: стать моделью, познакомиться в клубе с олигархом и поехать с ним в Куршавель. Предел всех мечтаний! Гламурный образец для подражания! На титуле многих сегодняшних изданий следовало бы поместить лозунг "Бери от жизни все!" Да, СМИ живут по законам рынка. Но мы должны предлагать молодежи другие каналы коммуникации.

- Какие?

- На одном из заседаний комиссий мы приняли решение показать в школах старые фильмы на семейные, общечеловеческие, гражданско-патриотические темы - такие, например, как "Белый Бим - Черное ухо", "Чучело", "А завтра была война". Ребята на уроке посмотрят кино, потом его обсудят, напишут по нему сочинения. У ГУП "Московское кино" уже есть подборка из 7000 таких замечательных фильмов. Ежегодно организуется в Москве и кинофестиваль юношеских и молодежных фильмов "Верное сердце". Есть ленты, снятые совместно с Троицко-Сергиевой Лаврой, - их более 300.

В феврале мы проводили урок граждановедения в стенах МГД, и я рассказывала семиклассникам про то, как в думе устроена работа. А заодно поделилась с ними нашей идеей по поводу фильмов. Знаете, ребятам так понравилось...

- Известно, что вы последовательно выступаете против эротики и порнографии в СМИ. Об этом, в частности, вы говорили на заседании столичного правительства. Как вы считаете, какие меры законодательного характера (например, ужесточение наказания за распространение и тиражирование) здесь требуются? Достаточно ли будет ограничиться техническими решениями: продажей журналов соответствующего содержания только в закрытой упаковке, исключительно совершеннолетним, кодирование телевизионных каналов для взрослых и т. п.?

- Убеждена: этого будет мало. Все ограничения следует прописывать именно в законодательстве. Еще в апреле 2005 года в Государственной думе состоялись парламентские слушания по проекту Федерального закона "О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию".

Разработчик этого проекта - НИИ Прокуратуры. Это хорошо подготовленный, продуманный, соответствующий европейским стандартам закон. Со времени парламентских слушаний законопроект серьезно переработан, но он до сих пор не внесен на рассмотрение Государственной думы и направлен на экспертизу в Общественную палату - еще в июле прошлого года.

Мы считаем, что внесение и рассмотрение данного законопроекта необоснованно затягивается, в то время как тысячи детей становятся жертвами коммерческой эксплуатации со стороны распространителей негативной для их психики информации.

Лица, ответственные за продвижение законопроекта, пытаются учесть мнения владельцев этих самых заинтересованных СМИ, пытающихся заблокировать документ. А ведь во всем цивилизованном мире уже давно существуют жесткие законы на этот счет.

МГД приняла обращение к Борису Грызлову с просьбой оказать содействие в скорейшем принятии данного законопроекта. Затягивать это просто опасно.

- Во многих интервью вы говорите, что "Безопасный секс - это миф"? Почему вы так считаете?

- По мнению специалистов не только нашего городского центра СПИДа, но и вообще большинства врачей, "безопасного секса" в том виде, который преподносится нашему населению международными гуманитарными организациями, вообще не существует.

Есть миф, под видом которого эти организации занимаются якобы профилактикой СПИДа, на самом же деле все их усилия направлены на продвижение презервативов. Хорошо знакомый маркетологам прием - продвигается не конкретная марка, а целая товарная категория. В этом случае выигрывают все основные участники рынка - особенно те, что представлены узнаваемыми брендами. И уж точно социальной такая реклама не является.

Вот конкретный пример: PSI - международная некоммерческая организация, которая позиционирует свою деятельность как "работу по профилактике распространения ВИЧ/СПИДа среди уязвимых групп населения России". Однако в соответствии с их внутрикорпоративной презентацией, основной их целью является продвижение вполне конкретной марки средств контрацепции - "социальный маркетинг презервативов Favorite". В среде профессионалов к PSI относятся не как к гуманитарной некоммерческой организации, а как о полноценному игроку на рынке средств контрацепции.

Надо понимать, что реклама презервативов и профилактика СПИДа - вещи хоть и связанные друг с другом, но отнюдь не взаимозаменяющие. В США на государственном уровне принят ABC-подход в профилактике СПИДа (A-abstinence - воздержание, B - Be faithful - сохраняй верность, C- Condom use - используй презервативы).

Именно в таком порядке. И особенно отмечается, что пропаганда использования механических средств защиты от ВИЧ не должна доминировать над двумя первыми пунктами.

Конечно, при случайной связи с малознакомым партнером презерватив - наиболее надежное механическое средство защиты от заболеваний, передающихся половым путем. Но и он не дает стопроцентной защиты (об этом, кстати, написано в инструкциях к презервативам любой марки). Невозможно исключить заводской брак, повреждения в процессе использования. Но главное: кроме ВИЧ и гепатитов, есть масса других инфекций, передающихся половым путем и напрямую влияющих на репродуктивное здоровье. А перед большинством из этих заболеваний, вопреки распространенному заблуждению, презервативы оставляют женщин - именно женщин - практически беззащитными. Вот почему, как это ни прискорбно, самый надежный способ защиты от СПИДа и многих других опасных болезней - взвешивать риски и не вступать в случайные связи. Презерватив - необходимая страховка, но, увы, не гарантия безопасности.

- Почему вы считаете, что такая "псевдосоциальная" реклама, призывающая к использованию презервативов, небезопасна?

- Любая реклама построена на мифах разной степени безвредности. Из рекламы мы узнаем: фруктовый кефир на ароматизаторах, идентичных натуральным, якобы защищает детей от всех болезней, а дезодорант делает мужчину объектом желания всех без исключения женщин. Разумеется, это бред. В этом же ключе - концепция "безопасного секса": презерватив мифологизируется как универсальное и безотказное средство защиты.

Презерватив искусственно ассоциируется в сознании с сексуальными победами, любовью, свободой даже, - словом, с чем угодно. И объявляется чуть ли не оправданием половой нечистоплотности, беспорядочных связей. А что в результате? Среди подростков, вступающих в возраст гормональных изменений, резко повысилась лояльность к случайным связям.

Несмотря на пропаганду контрацептивов, за год в России только официально произведено 1,6 млн абортов, и каждый пятый аборт сделала девушка младше 18 лет. 10% девочек начинают половую жизнь до 14 лет, 4-5 тыс. из них ежегодно рожают.

- Что могут противопоставить московские власти - законодательная и исполнительная - всем этим лукавым мифам?

- Поставки антиретровирусных препаратов и диагностикумов для лечения больных ВИЧ/СПИДом в рамках национального проекта "Здоровье" стали существенным подспорьем для Москвы.

Впервые наша городская программа "АнтиВИЧ/СПИД" полностью финансово обеспечена. Реализация проекта позволила освободить часть денег для решения профилактических задач.

Полагаю, что эта часть программы не менее важна, чем полноценное обеспечение больных СПИДом современными лекарственными препаратами и системами для диагностики. Наши усилия направлены на возврат к традиционным ценностям - семье, внимательному отношению друг к другу, верности, любви.

В столице действует одобренная московскими депутатами и разработанная профессионалами программа "Против СПИДа: Простые правила". Она включает рекламу в метро, по ТВ. Мы проводим молодежные акции - самая последняя прошла 16 декабря в ДК им. Баумана с участием спортсменов, музыкантов и политиков, которые поддерживают нас в борьбе с этой страшной болезнью.

Кроме того, издаются тематические брошюры и плакаты для распространения в учебных заведениях Москвы. А недавно разработана специальная обучающая компьютерная игра для школьников.

Уже есть результаты: снижается количество инфицированных. Если 5 лет назад прирост ежегодно составлял более 5 тысяч случаев, то в 2006 году - менее 2,5 тысячи.

Промедление недопустимо

Обращение к председателю Государственной думы РФ Б. В. Грызлову

"Уважаемый Борис Вячеславович!

В апреле 2005 года в Государственной думе состоялись парламентские слушания по проекту Федерального закона "О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию".

Принятие такого закона крайне необходимо, поскольку сфера его действия будет распространяться на все виды информационной продукции, включая электронные игры и Интернет, которые в настоящее время законодательно не регулируются.

Нарастание разрушительного воздействия на детей информационной продукции отрицательно сказывается на отношении подрастающего поколения к существующим социальным институтам, в том числе институту семьи. В связи с демографической ситуацией, сложившейся в последние годы в России, это вызывает особые опасения.

Несмотря на это, законопроект до сих пор не внесен в Государственную думу. За время, прошедшее после парламентских слушаний, он был тщательно переработан и в июле 2006 года направлен на очередную экспертизу в Общественную палату Российской Федерации.

Мы считаем, что внесение данного законопроекта необоснованно затягивается. Лица, ответственные за его продвижение, пытаются учесть мнение владельцев средств массовой информации, пространно рассуждающих о мифических ценностях, а на самом деле стремящихся заблокировать проект, в то время как во всем цивилизованном мире уже давно приняты жесткие законы, ограждающие детей от негативного воздействия информационной продукции.

Призываем вас оказать влияние на сложившуюся ситуацию и сделать все возможное для скорейшего принятия проекта Федерального закона "О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию".

"Плейбой" неудачно одели

Журналиста ждет тюрьма - на 32 месяца?

Издатели "Плейбоя" предприняли попытку продвинуть свой журнал в ортодоксально исламской Индонезии. В продажу здесь поступила адаптированная версия этого эротического издания - без обнаженного тела. Читательское внимание решено было привлекать, главным образом, текстами.

Однако местные исламские общественные организации возмутило и это. Как заявил представитель организации "Фронт защитников ислама", даже в отсутствие откровенных иллюстраций мусульмане должны выступить против "Плейбоя" - уже из-за одного названия.

Скандальный первый номер был молниеносно раскуплен по цене $5. И выпуск издания был тут же остановлен. Возбуждено уголовное дело против главного редактора Эрвина Арнады, которое сейчас рассматривается в окружном суде Джакарты.

Его обвиняют в публикации текстов "неприличного содержания". По здешнему УК, это до 32 месяцев заключения. Прокурор Ресни Мухтар в своей гневной речи заявил, что Эрвин Арнада к тому же "выбрал наиболее непристойные фото моделей в нижнем белье".

Алексей Казаков
Вечерняя Москва, 21 марта 2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован