08 июня 2002
12705

Основы налоговой системы Великобритании

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии - старейший носитель англо-саксонской системы права. Определенный уклад жизни общества на островном государстве послужил основой для формирования системы норм, принципиально отличающихся от континентальных подходов. Безусловно, каждая из систем имеет свои особенности, а также сильные и слабые стороны. В данном случае предполагается проанализировать доктринальный подход британских юристов к собственно основам налогового права Великобритании, включая исторических аспект формирования системы.

Во времена средневековья налоги обычно уплачивались не в денежном выражении, а в виде отработки или других платежей в форме повинности (таких как работа на местных дорогах, снабжение зерном или другими сельскохозяйственными продуктами). Поскольку услуги государства большей частью состояли из ведения военных действий, поддержания дорог и организации других публичных работ, то налогообложение в форме повинности достаточно удовлетворяло потребности правительства. Правители могли собирать группы рабочих или военные подразделения, требуя с каждого представителя благородного сословия определённого количества рабочих или солдат, соответственно рангу или размерам собственности. Тем же образом землевладельцы были обязаны собирать зерно как для прокорма рабочих и солдат, так и для других разнообразных нужд государства. В современных индустриальных странах, хотя налоги и взимаются в денежной форме, фундаментальная модель осталась прежней: правительство устанавливает налогооблагаемую базу (так, например, доход или собственность), применяет к этой базе налоговый тариф и собирает налог (равный базе, умноженной на соответствующий тариф) с законопослушных налогоплательщиков.

Даже сегодня налоговые системы варьируются, начиная с налогов в форме повинности и заканчивая компьютерными системами учёта налогов в зависимости от страны происхождения. Простые налоговые механизмы применимы только для нужд тех правительств, у которых ограничена сфера деятельности. Когда обязанности правительства обширны и разнообразны (например, когда налоги используются для устранения экономического неравенства и перераспределения доходов), поддерживающая их налоговая система должна быть технологически достаточно сложной. Выработка структуры фискальных отчётов стала необходимой для того, чтобы обеспечить адекватность, высокий уровень собираемости налогов и честность налогоплательщиков.

Принципы установления налогов в Великобритании

Налоговые системы выполняют различные функции в зависимости от вида обязательств действующего правительства. Для трёхуровневой системы управления размер доходов, ожидаемых от федеральных, местных налогов и налогов субъектов федерации, сильно различается. Правительства с меньшим количеством уровней управления ограничены в видах налогов, которые они уполномочены собирать. Традиционно местные правительства в основном зависят от налогов на имущество, а правительства государств - от подоходного налога и налогов с продаж. От государственных и местных правительств требуется чтобы они укладывались в своих расходах в бюджетные рамки, определяемые их собственными доходами, увеличенными на размер платежей, полученных от вышестоящих правительств (например, федеральная помощь в виде субсидий). Федеральное правительство, однако, может печатать деньги - ему нет необходимости собирать достаточно только за счёт налоговой системы для того, чтобы сбалансировать бюджет. Федеральная налоговая система функционирует не только как способ получения дохода, но также как и базовый элемент фискальной политики, например в США. В связи с контролем за поступлением денежной массы (то есть за денежной политикой), правительство ставит своей целью поддерживать стабильность экономики (что видно из уровня занятости и цен). В периоды спада, например, налоги могут быть снижены и наращен дефицит бюджета, чтобы у потребителей были деньги для покупки товаров. Тогда инвесторы получат капиталы для вложения в промышленность, таким образом, стимулируя производство. Во времена благоденствия, налоги повышаются и излишек бюджета может понадобиться для сдерживания или предотвращения инфляции, вызванной тем, что слишком много наличных соответствуют слишком малому количеству товаров. Среди налоговых систем других стран существует огромное разнообразие способов собирать и тратить деньги. Политика налогообложения и ориентированность расходов раскрывают фундаментальную систему ценностей общества. Большинство демократических режимов сегодня устанавливают общие понятия составляющих хорошей налоговой системы, на основе 4 принципов, провозглашённых в 18 веке британским экономистом Адамом Смитом.[1]

Справедливость

Чрезвычайно важным является то, что налог должен быть справедливым - то есть граждане должны облагаться налогом пропорционально их способности платить (концепция, которую Смит определил достаточно двусмысленно как "пропорционально доходам, которые они получают от правительства"). Налог считается справедливым, если те, кто имеют возможность платить, облагаются либо пропорционально их способности платить, либо, в зависимости от ситуации, пропорционально тому, что они получают от правительства. Таким образом, и "способность платить" и "полученная выгода" являются соблюдаемыми критериями равенства. Там, где затрагивается широкий спектр услуг, оказываемых правительством, эти два критерия очень часто неразличимы, потому что более обеспеченные люди обычно вкладывают больше и более заинтересованы в благосостоянии сообщества. Считается справедливым, когда правительства предоставляют определённые персональные преференции определенным индивидуумам, при условии что пользователи этих преференций возьмут на себя разумную долю расходов по их предоставлению, оплачивая налоги. (Безусловно, этот метод не применяется к таким услугам, как выплата публичных пособий.) Налогообложение в соответствии со стандартами платежеспособности или полученных преференций должно обеспечивать требование вертикального равенства (потому что такое налогообложение изымает различные суммы у людей, находящихся в различном положении). Важно так же и горизонтальное равенство - принцип, по которому люди, способные в равной степени платить и пользующиеся равными преференциями, должны облагаться равными налогами.

Ясность и определенность

Применение налога должно быть ясным и определенным. Этот принцип, который Смит считал крайне важным, часто недооценивается современными налоговыми системами (в которых открытое и беспристрастное администрирование обычно принимается как нечто само собой разумеющееся). Однако в странах, где налоги применяются неопределенно и произвольно, общественность не доверяет системе. Высокий уровень инфляции, иногда даже в самых "благополучных" в этом плане странах, вызывал страхи и неуверенность в связи с увеличением налоговых платежей и возникновением вопроса о справедливости обложения налогом стоимости, которая выросла вследствие инфляции. Такая реакция демонстрирует важность ясности и определенности, как принципов налоговой системы, которую уважают.

Удобство

Система уплаты налога должна быть простой и удобной. Например, введение системы вычитания налоговых платежей из заработной платы, значительно увеличивает собираемость подоходного налога.

Эффективность

Хорошая налоговая система должна быть структурирована таким образом, чтобы её можно было администрировать эффективно и экономно. Налоги, у которых высокая себестоимость или которые тяжело администрировать отвлекают ресурсы на непроизводственные нужды и снижают доверие, как к системе сбора налогов, так и к правительству. Ещё хуже, когда потери могут также возникнуть из-за чрезмерных ставок налога. Вследствие этого экономическая активность переводится с высокопроизводительной в низкопроизводительную сферу, с производственных предприятий в нечто, что подпадает под льготное налогообложение. Из открытых сделок в нерегистрируемое участие в теневой экономике. Когда это происходит, то нарушается важный принцип нейтралитета налога (который означает, что люди не вынуждены из-за налога менять своё экономическое поведение), который подразумевал ещё сам Смит.

Налоговые постулаты Смита очень хорошо выдержали проверку временем. Другие базовые принципы тоже были добавлены в список, но некоторые, волей случая, были признаны непродуктивными. Примером может служить желательность эластичности налога, то есть автоматическое реагирование налога на изменение экономических условий, без корректировки ставок налога. Высокая эластичность, однако, создаёт неравноправие в течение периодов стремительной инфляции загоняя людей в рамки более высоких ставок налога, хотя стоимость их доходов не в состоянии догнать растущие цены. Растущие доходы стимулируют правительственные расходы в тот момент, когда налоговое бремя не заинтересовывает людей в работе, накоплениях и инвестировании. Такая ситуация может вызвать или усугубить состояние экономической стагнации, сопровождаемое инфляцией. В таких условиях, сбор налога становится слишком эластичным и тогда необходимы поправки на инфляцию.

Источники налогового права.

Первый - Конституция Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Особенность Британской Конституции заключается в том, что она не является единым консолидированным актом, но это стало результатом исторического развития событий: считалось, что нет необходимости составлять единый документ, который бы регулировал отношения, традиционно составляющие предмет Конституции. Это было вызвано постепенным развитием законодательства Соединенного Королевства и отсутствием каких-либо событий, которые могли бы привести к резкому изменению в его Конституции, например революции, поражений в войнах или существенного изменения политической идеологии[2].

Несмотря на то, что британская Конституция определяется как "неписаная", у нее есть "писаные" элементы, в том смысле, что конституционные нормы содержатся в законах. Однако, единого правового акта под названием "Британская Конституция" нет.

Основные конституционные принципы отражены в следующих законах, составляющих британскую Конституцию:

Великая Хартия Вольностей (Magna Carta), 1215 года - закрепление защиты от произвольного наказания и права на справедливый суд и правосудие (ранняя попытка кодифицировать некоторые из основных принципов);

Петиция права (The Petition of Right), 1628 года - запрет установления налогов без согласия Парламента;

Билль о правах (The Bill of Rights), 1689 года, закрепивший перечень запретов, определяющих и сегодня принципы правового регулирования отношений между государством и налогоплательщиком. В частности, следующие действия были признаны незаконными:

- исполнение законов королевской властью без согласия Парламента;

- несоблюдение законов или их неисполнение королевской властью;

- сбор денег Короной без разрешения Парламента;

- формирование или поддержание боеспособной армии в мирное время без согласия Парламента.

Закон о Европейских Сообществах (The European Communities Act), 1972 года определил механизм инкорпорации европейского права в право Великобритании и порядок взаимодействия национальных государственных органов и институтов ЕС, в том числе и в сфере налогов;

Закон о правах человека (The Human Rights Act), 1998 - инкорпорировал Европейскую Конвенцию по правам человека в право Великобритании, создав правовую основу для общеевропейского механизма защиты прав британских граждан, включая права налогоплательщиков.

Второй уровень - законы. В Великобритании различают: а) общие законы (Acts[3]), б) билли (Bills), законы, содержащие общепризнанные права и свободы, в) статуты, специализированные законы, внесенные и утвержденные Парламентом по представлению правового департамента Правительства. Основным правоустанавливающим законом, относящимся к источникам налогового права, является закон "Об управлении налогами" 1970 года (Taxes Management Act), регулирующий полномочия уполномоченных государственных органов (Совета Службы внутренних доходов[4]), дающий определения отдельным категориям участников налоговых правоотношений (налоговым консультантам (Tax consultants)), а также, что наиболее важно, устанавливающий права и обязанности налогоплательщиков в отношениях, возникающих в связи с уплатой налогов. Закон об управлении налогами конкретизирует общие и налоговые принципы, закрепленные в законах, составляющих Конституцию Великобритании. Например, в отношении принципа соблюдения законов (обязанность платить учрежденные законом налоги), он устанавливает санкцию за неподачу налоговой декларации в течение первых шести месяцев года, следующего за отчетным (Закон "Об управлении налогами", часть II[5]). Помимо этого, закон предусматривает ограниченный перечень вопросов, по которым член Совета Службы внутренних доходов может направить налогоплательщику запрос. Это ограничивает возможность негативного влияния налоговых проверок на работу (ведение дел) налогоплательщиками и, по сути, является защитой от произвола налоговых органов государства.

Далее следует целая группа специальных законов, регулирующих отдельные виды налогов и связанные с ними права и обязанности налогоплательщиков: закон "О налоге на добавленную стоимость" 1994 года (Value Added Tax Act) - устанавливает круг субъектов данного налога, единую для всех ставку НДС (17,5%), определяет единую базу налогообложения, предусматривает временную (не более чем на год, с возможностью продления на такой же срок) возможность увеличения ставки НДС Министерством финансов максимально до 25 процентов[6]; закон "О подоходном и корпорационном налогах" 1988 года (Income and Corporation Taxes Act), закон "О налоге на наследство" 1984 года (Inheritance Tax Act) и другие. В завершение также следует назвать финансовые законы (Finances Acts), которые вносят изменения в действующие законы, тем самым, адаптируя их к изменяющимся экономическим условиям.

Третий уровень - прецеденты. Им придается особое значение из-за того, что они играют роль "кровеносной системы" британского права и в силу своей многочисленности сформировали даже свое "прецедентное право". В государствах англосаксонской правовой системы судебная практика всегда определяла развитие национальной системы права. "Прецедент в них является той исторически сложившейся формой права, которая во всех его отраслях и подотраслях, в том числе и в налоговом праве, ориентирует развитие законодательства. Во многом это было связано с тем, что общие принципы национального права были сформулированы в судебных решениях"[7]. Прецедентное право формируется из решений высших судебных инстанций, то есть Суда Королевской Скамьи - отделения Высокого Суда, Апелляционного Суда, Палаты Лордов и Судебного комитета Тайного Совета.

Классическим примером того, как суды дают толкование положений законов Великобритании, имеющих отношение к налогам и правам граждан, является решение по делу Congreve v Home Office (1976) QB 629[8]. Суть дела такова, что до 31 марта 1975 года лицензия на цветной телевизор стоила 12 фунтов стерлингов на 12 месяцев, а, начиная с 1 апреля 1975 года, ее стоимость возросла до 18 фунтов. Тысячи людей обновили свои лицензии до 1 апреля, для того чтобы сэкономить 6 фунтов. Стремясь компенсировать утраченный доход, Министерство внутренних дел (Home Office) предупредило тех, кто получил свои лицензии за 12 фунтов, что им следует доплатить еще 6 фунтов, иначе их новые лицензии будут отозваны уже по истечении 8 месяцев. Апелляционный Суд постановил, что эта угроза являлась неправомочным использованием дискреционного права отзыва по закону о беспроволочной телеграфной связи (Wireless Telegraphy Act, 1949). Решение основывалось на давно установленном принципе, в соответствии с которым налоги не могут вводиться без согласия Парламента. Таким образом, министр внутренних дел не мог использовать свое право как "средство извлечения денег, на которое Парламент не давал ему мандата". Помимо данного дела можно также упомянуть Attorney-General v Wiltshire United Dairies (1921) 37 TLR 884[9], по которому было установлено, что не существует исключительных полномочий на введение налога без согласия Парламента.

Другие судебные решения содержат толкование положений нормативных актов в связи с рассмотрением налоговых споров и, таким образом, влияют на развитие налогового законодательства путем восполнения существующих пробелов. В качестве примера можно привести дело CIR v Bullock (1976) и дело Plummer v CIR (1987), по которым, в целях налогообложения, лицо может приобрести место жительства по выбору путем перемещения в новую страну с твердым намерением там остаться. Намерение обосноваться должно быть продемонстрировано позитивными действиями. Помимо этого, у лица должно быть явно выраженное желание отказаться от прежнего места жительства. Удержание в собственности прежнего дома будет являться доказательством обратного желания. С помощью этого прецедента были разъяснены критерии налогового резидентства.

Судьи дают толкование законам, принятым Парламентом. Поскольку большинство полномочий правительства и министерств вытекают из актов Парламента, прецеденты, таким образом, становятся важным источником правового регулирования налоговых отношений.

Четвертым, заключительным уровнем источников налогового права являются подзаконные акты. В Великобритании - это преимущественно акты делегированного законодательства, принятые исполнительной властью на основе прав, переданных Парламентом. Подавляющее большинство актов делегированного законодательства или того, что может быть названо вторичным законодательством, принимается в форме статутных инструментов (Statutory Instruments)[10]. Термин "статутные инструменты" употребляется для обозначения всех форм вторичного законодательства, предусмотренного законом "О статутных инструментах" (Statutory Instruments Act), 1946. Несмотря на имеющееся общее обозначение "статутные инструменты", к различным видам статутных инструментов относятся: правила (rules), приказы (orders), инструкции (regulations), ордера (warrants) и предписания (directions).

Существует две группы полномочий, в силу которых принимаются решения в форме актов вторичного законодательства:

1) полномочия, возложенные на Королеву и указанные в "материнском"[11] законе, положения которого получают дальнейшее развитие через приказы в Тайном Совете (Order in Council);

2) полномочия, возложенные на министров Короны и реализуемые путем принятия актов вторичного законодательства.

В первой группе полномочий необходимо отличать статутные приказы в Тайном Совете от приказов в Тайном Совете, принимаемых в силу прерогативы монарха (так называемых прерогативных приказов - Prerogative Orders), которые не являются статутными инструментами, хотя некоторые из них для удобства публикуются в качестве приложений к ежегодным сборникам статутных инструментов. Процедура, которую должен пройти акт вторичного законодательства для вступления в силу, зависит от условий "материнского" закона. Но основными процедурами являются следующие:

1) представление проекта статутного инструмента в Палату Общин и его одобрение путем принятия положительной резолюции;

2) представление проекта статутного инструмента, и принятие положительной/отрицательной резолюции Палаты, без права внесения изменений в текст;

3) принятие статутного инструмента с последующим получением положительной резолюции Парламента в течение указанного периода времени;

4) принятие статутного инструмента с возможностью его аннулирования резолюцией любой из Палат Парламента;

5) представление проекта с возможностью внесения резолюции о запрете дальнейших слушаний (фактически предписание министру не принимать акт вторичного законодательства);

6) представление проекта в Парламент без постановки на контроль;

7) некоторые статутные инструменты вообще не надо вносить в Парламент (но, несмотря на это, если кто-либо из членов Парламента обнаружил опубликованный статутный инструмент (с 1890 года все статутные инструменты подлежат обязательной публикации[12]) он может внести его на рассмотрение Парламента по собственной инициативе).

Налоговая система Великобритании

При создании налоговых систем правительства традиционно рассматривают три основных индикатора благосостояния налогоплательщика и его способности платить: что находится у людей в собственности, сколько они тратят и сколько они зарабатывают. Исторически, сельское хозяйство, как старейшая индустрия, стало самой ранней налоговой базой, приносящей большой доход. Таким образом, среди основных источников налоговых поступлений налог на землю, находящуюся в собственности, и производимые ею продукты является старейшим из современных налогов.

Движимое имущество было несколько тяжелее свести воедино как источник, но по мере развития рынков, налог с продаж или передачи товаров стал источником дохода. Международная торговля дала толчок импортным платежам, собираемым как для увеличения дохода, так и для контроля над количеством и видами импортируемых товаров. Внутренняя торговля породила большое количество налогов, начиная с акцизов на специфические товары (такие как старинный налог на соль) вплоть до сборов, имеющих целью налогообложение конкретных сделок. Один из последних примеров, до сих пор широко используемый в разных частях света, налог на печать, которая ставится на счетах от продаж и на других юридических и финансовых документах. Налог на печать, взимаемый Британским правительством с американских колонистов, стал настолько выдающимся символом тирании - "налогообложения без представительства (без права хоть как-нибудь влиять на правительство, поскольку жители США в 17 веке не имели права голоса на выборах в Британское правительство, но это не мешало правительству Великобритании вводить новые налоги на территории Штатов, зная, что последние не могут их даже опротестовать)"[13] - что он помог разразиться американской революции. Также сегодня широко распространены различные акцизы, особенно на предметы роскоши и на такие товары, как ликёр и сигареты, потребление которых правительство намерено регулировать. В Великобритании налоги с продаж собираются в основном на уровне продавцов (а не производителей). Для того чтобы облегчить бремя для бедных, такие предметы первой необходимости как продукты питания, лекарства изымаются из-под налогообложения или налогоплательщикам с малым достатком возвращают налоги, уплаченные с товаров первой необходимости. Страны общего рынка используют налог на добавленную стоимость, собираемый с товара на каждой из стадий производства (удерживается со стоимости, которая была добавлена на этой стадии).

Хотя налог на добавленную стоимость является достаточно новым, налоги на то, чем люди владеют, что покупают, передают или используют, имеют более длинную историю, чем налоги на то, что люди зарабатывают или получают в качестве дохода. Подоходный налог был впервые введён в Великобритании в 1799 году. Затем его отменили на определённое время, а потом он был введён вновь и с 1842 года постоянно взимается в Великобритании. Поскольку подоходный налог является сложным и его тяжело администрировать, то этот вид налога внедрялся медленно. Однако к концу 19 века некоторое количество стран в Европе и за её пределами приняли его. В США 16 поправка к Конституции (ратифицированная в 1913 году) была необходима для утверждения законности установленного на федеральном уровне подоходного налога.

Проблема неравенства

Поскольку ни одно отдельно взятое благосостояние не может быть совершенным индикатором возможности налогоплательщика платить, большинство современных государств пытаются диверсифицировать свои налоговые системы. Большое количество людей думают о способности платить в основном исходя из получаемого дохода. Этот вывод, однако, теряет аргументы в свою пользу по мере того как неравноправие в современных системах подоходного налога становится всё более очевидным. Налог на недвижимость также подвергся значительной критике, в особенности в США. Всесторонняя форма налогообложения потребительских расходов завоевала поддержку среди специалистов по налогам, но одобрения общественности так и не получила.

Ни один из налогов не собирается ровно или исходя из всеобъемлющей базы, их бремя неизбежно больше ложится на одних налогоплательщиков, чем на других. Изъятия, исключения и прочие дыры в налоговых законодательствах частично являются результатом гуманной заботы о тех, кто может быть подвержен чрезмерному бремени. Частично они отражают политическое давление, а частично они появились из-за неэффективности администрирования или неспособности работать с очень сложной налоговой структурой. Используя разнообразные налоги, правительства могут рассеять неравноправие и смягчить его удар.

По мере того как возникало давление на системы по сбору налогов и росло недовольство налогоплательщиков, осознающих неравноправие большинства наиболее часто используемых налогов, возрастал интерес к сборам, предназначенным для достижения справедливости с точки зрения полученных доходов. Помимо сборов с простого пользователя, таких как городской сбор за причаливание морских судов и сбор с игроков в гольф на общественной травяной площадке (которые могут быть рассмотрены скорее как цены, нежели как налоги), стандарт доходов очевиден для большинства основных сборов. Сюда включаются налоги на топливо, которые вводятся для обслуживания дорог и на строительство; сборы с предпринимательской деятельности, которые взимаются для обеспечения страхования от безработицы; и налоги на социальное обеспечение, направляемые на страхование от смерти на производстве и в пенсионные фонды. Эффективность от введения является очень спорным вопросом, но она имеет тенденцию влиять на политиков. Хотя введение новых налогов может облегчить получение новых доходов, оно также может привести к искажению бюджета, особенно во времена экономического спада, когда может быть необходим общий фонд, в то время как специальные фонды будут более чем адекватно наполнены.

Сфера действия налога

Воздействие на экономику и, таким образом, справедливость большого количества налогов нельзя полностью понять из-за трудности определения того, на что в действительности ложится их бремя. Даже подоходный налог, который должен был быть возложен всецело на законного налогоплательщика, вызывает косвенные последствия в экономике - он влияет на желание работать, накапливать и инвестировать, а эти решения влияют на других людей. Возможно самое тяжелое для вычисления - это бремя корпорационного налога. Зависящий от структуры и гибкости рынка, на котором компания конкурирует с другими производителями, этот налог может в некоторых случаях просто уменьшить доходы и дивиденды корпорации, а в других случаях, он может резко снизить доход всех владельцев собственности и предприятий. С точки зрения того, что корпорации компенсируют налоги за счёт повышения цен на свою продукцию, сфера действия налога, можно сказать, перемещается на потребителей. А с точки зрения того, что налог снижает объем дохода корпорации, что сдерживает рост заработной платы, сфера действия налога смещается обратно на рабочих.

Похожие разногласия возникают вокруг сферы действия местных налогов на собственность и вокруг доли работодателей в налогах на социальное обеспечение, уплачиваемых исходя из заработной платы. Даже давно сложившиеся взгляды на то, что налоги на вторичную реализацию товара смещаются с продавцов на покупателей, претерпевают изменения в мире, где зарплата и государственные переводы (то есть, выплаты с дохода, такие как социальное обеспечение) индексируются или автоматически поднимаются в соответствии с уровнем инфляции. Включение налога с продаж в индекс потребительских цен изолирует получателей индексируемых доходов от вызванных инфляцией повышений налога и, таким образом, перекладывает бремя этих повышений на тех, кто получает неиндексируемый доход. По мере того как растёт осведомлённость о проблемах, связанных с моделированием налогового бремени от различных налогов, старое различие между прямым и косвенным налогом исчезает.

Прочее влияние налогообложения

Несмотря на проблемы точного измерения, правительства соответственно обеспокоены вертикальной моделью налогового бремени: ложится ли оно в большей степени на богатых, чем на бедных (прогрессивное налогообложение)? Ложится ли оно на всех в равной степени по отношению к способности платить (пропорциональное налогообложение)? Или оно в большей степени ложится на бедных (регрессивное налогообложение)? В большинстве современных стран общей структуре прогрессивных налогов отдаётся предпочтение по двум причинам. Первая - прогрессивный налог считается более справедливым (потому что у богатых больше возможностей платить). Вторая - как огромные богатства, так и крайняя нищета считаются вредными для экономического и социального благосостояния общества, а прогрессивная налоговая структура стремится смягчить эти крайности.

С другой стороны, чрезмерно прогрессивные налоговые ставки растут невероятно резко и могут отбить инициативу как работать, так и инвестировать, поскольку будут забирать большую часть вознаграждения. В начале 1980-х озабоченность этой проблемой в Великобритании и по всему миру привлекла внимание тех, кто делает политику, к так называемой поставляющей экономике - к экономическим теориям, подчёркивающим важность обеспечения того, чтобы налоги не вычерпывали стимулы к инвестированию ни у граждан, ни у предприятий.

Налоги, взимаемые в Великобритании, могут быть классифицированы различными способами. Существует тройное деление на налоги на прибыль, капитал и потребление. Как альтернатива, кстати, менее подверженная критике, возможно деление на прямые и косвенные налоги. Возьмем за основу последнюю классификацию. Итак, к прямым налогам британские юристы относят:

1) налог на прибыль;

2) налог на приращение капитала;

3) налог на наследство;

4) корпорационный налог;

5) штамповый сбор; 6) налог на топливо;

7) муниципальный налог.

Нужно отметить несколько любопытных деталей. Британская правовая школа не проводит принципиального различия между налогом и сбором, относя последний к налогам. Именно поэтому в списке прямых налогов стоит штамповый сбор и акцизы они классифицируют как сбор. Помимо этого, британский налог на прибыль носит универсальный характер, то есть сочетает в себе одновременно черты российского налога на прибыль предприятий и подоходного налога, поскольку взимается как с физических, так и с юридических лиц.

К косвенным налогам юристы Великобритании относят:

1) НДС;

2) налог на автомобили;

3) таможенные пошлины;

4) акцизы.

Корпоративный налоговый режим в Великобритании

Корпорационный налог в Великобритании взимается с доходов, полученных по всему миру компанией, являющейся Британским резидентом. Компания считается Британским резидентом, если она инкорпорирована в Великобритании или если там расположен центр управления и контроля над компанией. Если большая часть директоров компании являются подданными Великобритании, то очень вероятно, что компания будет считаться резидентом королевства, несмотря на то, что это устанавливается по месту, где фактически осуществляется управление компанией.

Ставки корпорационного налога:

Доход меньше 300,000 фунтов стерлингов 25%

Доход сверх 1,5 млн. фунтов стерлингов 35%

Если доход от 300 тысяч до 1,5 миллионов фунтов стерлингов, то налог на первые 300 тыс. взимается в размере 25%, а на оставшуюся сумму - в размере 35%.

Рамки от 300 тыс. до 1,5 млн. фунтов стерлингов применяются и к холдинговой компании, владеющей сетью фирм, поскольку в целях налогообложения такая компания будет считаться единой и не делимой.

Подсчёт налогооблагаемого дохода производится путём оставления в налогооблагаемой базе определенных видов расходов: наиболее значительных капитальных расходов, амортизации и затрат на рабочих и служащих. Но, что наиболее любопытно, так это то, что представительские расходы на иностранцев вычитаются из налогооблагаемой базы, как расходы, стимулирующие экспорт.

Для увеличения собираемости налога, вместо амортизации предоставляется возможность сократить налогооблагаемую прибыль на 25%, списав это на приобретение мебели, компьютеров и большинства других товаров.

Приобретение строений в целом нельзя исключать из налогооблагаемой прибыли, хотя 4% можно списать на поддержание соответствующего состояния зданий предприятий и гостиниц.

Индивидуальный налоговый режим в Великобритании

Физические лица уплачивают налоги со своих доходов, полученных в любой точке земного шара, если они являются подданными Великобритании. Однако, к индивидуумам, которые не проживают на территории королевства, то есть не собираются однозначно оставаться на территории Великобритании, применяются особые правила. Физическое лицо, не проживающее на территории королевства, платит налоги на свой доход за рубежом только, если эти деньги пришли в Великобританию.

Ставки индивидуального подоходного налога:

Первоначальная до 3525 ф.ст. - 0%

Последующие 3200 ф.ст. - 20%

Последующие 21100 ф.ст. - 25%

Остальное - 40%

Для физических лиц существует несколько возможностей снизить налогооблагаемый доход.

Налог на приращение капитала (купил за 30, продал за 40 и получил 10 прибыли) теперь взимается по тем же ставкам, что и подоходный налог, тогда как 6 лет назад он взимался в размере 25% от приращенного капитала, независимо от суммы. Для подданного Великобритании, не проживающего на территории королевства, существует возможность избежать налога на приращение капитала при продаже акций британской компании, если эти акции хранятся у трастовой компании, находящейся в офшорной зоне.

Прочие налоги

Национальное страхование британские юристы рассматривают как налог взимаемый с заработной платы и используемый для финансирования системы социальной защиты. Он формируется из взносов работодателя, рабочего и служащего.

У рабочих и служащих из зарплаты вычитается 10%, но в пределах максимума - 2000 фунтов стерлингов в год. Работодатель платит 10,2% от заработной платы, но с любой суммы заработной платы - без предельного ограничения по сумме.

НДС

Налог на добавленную стоимость - это распространённый во всей Европе налог с продаж, хотя каждое Европейское государство применяет его по-разному (с использованием разных ставок).

В Великобритании НДС взимается в размере 17,5% с большинства продаж. Однако некоторые категории товаров и услуг не облагаются этим видом налога. Сюда входят:

большинство продуктов, но не еда, которую можно заказать на дом в сфере общественного питания

книги

транспорт

медикаменты

детская одежда

Обычно цена у продавца уже включает в себя НДС (в отличие от США). Это нужно учитывать при назначении цены посредником (при продаже чего-либо за 9,99 фунтов, стоимость самого товара будет составлять только 8,5 фунта).

В целом НДС ложится бременем лишь на граждан - конечных получателей товаров и услуг. Большинство Британских бизнесменов могут компенсировать любой НДС, который они заплатили при покупке.

Некоторые предприниматели не могут взимать НДС при своих продажах и не могут получить компенсацию НДС со своих покупок. В число таких предпринимателей входят те, кто занимаются:

здравоохранением и социальным обеспечением

образовательным процессом

похоронными церемониями и кремацией

финансами

страхованием

а также маленькая компания, не зарегистрированная для уплаты НДС.

НДС возвращается при экспорте товаров из Великобритании.

Как видно, налоговая система Великобритании представляет собой достаточно четкую структуру, отработанную на многовековом историческом опыте этого государства. Безусловно, эта модель не может считаться идеалом. Она отражает лишь специфику конкретной страны. Практика Великобритании отличается даже от Европы из-за "отшельнического" развития этого островного государства. Тем не менее, она представляет собой основу англосаксонской правовой системы, поскольку стояла у её истоков.

По некоторым позициям то, что используется в Великобритании, может вызывать лишь скептические замечания относительно возможности применения этих процедур, скажем, в России. Так, например, система компенсаций НДС в Соединенном Королевстве на любой стадии связана с обращением продавца в налоговые ведомства Великобритании в целях возврата уплаченных сумм. Несмотря на то, что сами англичане считают этот механизм достаточно громоздким, он до сих пор действует эффективно, благодаря сложившейся инфраструктуре и отработанному механизму, позволяющему избежать задержек, из-за которых предприниматели могут понести значительные убытки. К сожалению, добиться такой же эффективности в России пока неудается и у нас практикуется система взаимозачета.

В целом же уникальная налоговая система Великобритании, складывавшаяся на протяжении многих веков, представляет большой интерес с точки зрения специфики отношений государства и налогоплательщиков, а также с точки зрения детальной проработки всех аспектов налоговых отношений в законодательстве Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Автор - доцент кафедры административного и финансового права МГИМО(У) МИД России, к.ю.н. И.А. Гончаренко

__________________________

[1] Encyclopedia Encarta`95, Microsoft.

[2] Peter Cumper. Learning texts. Constitutional and Administrative Law/ Published by Blackstone Press Ltd, London 1999.

[3] Black`s Law Dictionary. 6th Edition/West Publishing Co. - 1995.

[4] Служба внутренних доходов - аналог Министерства по налогам и сборам Российской Федерации.

[5] Cracknell`s Statutes. Revenue Law/Old Bailey Press, UK - 1996.

[6] Это положение можно рассматривать опять же, как ограничение дискреционных полномочий исполнительных органов государства и обеспечение более предсказуемого налогового режима.

[7] Толстопятенко Г.П. "Европейское налоговое право". - М: НОРМА, 2001. С. 114.

[8] Peter Cumper. Learning texts. Constitutional and Administrative Law/ Published by Blackstone Press Ltd, London 1999.

[9] Peter Cumper. Learning texts. Constitutional and Administrative Law/ Published by Blackstone Press Ltd, London 1999.

[10] A.W. Bradley, K.D. Ewing. Constitutional and Administrative Law. Twelfth Edition/Addison Wesley Longman Limited 1998.

[11] "Материнским" называется парламентский закон, на основе и в развитие которого принимаются акты вторичного законодательства.

[12] A.W. Bradley, K.D. Ewing. Constitutional and Administrative Law. Twelfth Edition/Addison Wesley Longman Limited 1998.

[13] J.A. Kay and M.A. King, "British Tax System", Fifth Edition, Oxford University Press, 1990.


Статья опубликована в Сборнике научных трудов: Актуальные вопросы административного и финансового права. М., МГИМО(У) МИД России, 2002.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован