06 апреля 2007
6042

Реут Д.В.: Программы развития и их общий прокреационный базис

"Без устали безумная Кассандра
Кричала: - вижу Трою павшей в прах!"
В. Высоцкий

"Лучший способ не увидеть целого - пристально рассмотреть детали"
Ч. Паланик

Преамбула
Если считать страну субъектом истории, т.е. коллективным субъектом, существующим на протяжении исторически значимого периода времени, то портфель национальных проектов и программ не может быть произвольным списком, заполняющим расходную часть бюджета. Он должен сообщать субъекту свойство целостности, базовым аспектом которой является прокреационная состоятельность - способность коллективного субъекта длить свое существование на протяжении времени, многократно превышающего продолжительность отдельной человеческой жизни.
Сегодня мы находимся в архетипической (см. первый эпиграф) ситуации, в которой демографические прогнозы и статистика не встречают должного внимания при разработке проектов и программ развития не только России, но и ряда европейских стран.
За последние советские годы сформировалась стереотипная реакция органов власти на любой вызов современности, состоящая в незначительном перераспределении бюджета, мобилизации неширокой палитры воспитательных средств в отношении пассивного населения и безответственного аккомпанемента средств массовой информации (см. второй эпиграф). За этим обычно следовало полуоправдание-полупризнание "хотели как лучше, а получилось как всегда". А проблема либо "рассасывалась" сама, либо ее теми же средствами "решал" очередной состав органов власти.
Между тем, демографическая ситуация беспрецедентна, она грозит еще при жизни нашего поколения существенно деформировать политическую карту мира [2-20]. Депопуляция неизбежно влечет актуализацию фатальных рисков и угроз во всех приоритетных областях социально-экономического развития страны. Без ее учета строить стратегию социально-экономического развития России - бессмысленно. Верно и обратное утверждение: демографическая проблема не может быть разрешена вне общего социально-экономического контекста страны. Можно высказать даже более сильный тезис: проблема не имеет эффективного решения вне контекста совокупности стран европейской культуры.
В настоящее время практические попытки выправления демографической ситуации предпринимаются без учета реального состояния и принципов действия прокреационного механизма социума. Поэтому они не приносят и не могут принести устойчивого успеха. В этих условиях любые программы развития, равно как и надежды на обретение национальной конкурентоспособности оказываются построенными на песке.
Катастрофа разразилась, и, прежде всего, целесообразно оценить ее масштабы - ведь размах принимаемых мер должен соответствовать размерам бедствия. Так, если в трюм корабля поступает вода, ищут пробоину и определяют ее размеры с целью выбора стратегии спасения. Воду далеко не всегда можно вычерпать ложкой. Иногда приходится применять помпу или даже задраивать отсек и бороться за живучесть корабля в целом, подавая сигналы "SOS".
Зададимся вопросом о размерах и составе ЦЕЛОГО, пораженного депопуляцией. Каковы границы этого целого? На основании открытых публикаций нетрудно видеть, что таковым ЦЕЛЫМ является вся совокупность стран Европейской (в широком смысле, включая США) культуры. Титульные нации этих стран динамично замещаются принадлежащими традиционным культурам соседями. Эти данные не новы, но все попытки объяснить их в контексте образованности и уровня благосостояния "просвещенных" народов Европы и северной Америки не дали связных результатов и ориентиров к действию.
Первый и очень важный вывод из сказанного состоит в том, что для преодоления депопуляции требуется нечто такое, что СЕГОДНЯ В АКТУАЛЬНОМ ВИДЕ ОТСУТСТВУЕТ НЕ ТОЛЬКО В РОССИЙСКОЙ, НО И В ЕВРОПЕЙСКОЙ (В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ) КУЛЬТУРЕ. Поэтому обмен России с Европой информацией относительно реализуемых сегодня способов действия не есть решение проблемы. И самоуспокоение россиян, основанное на том, что Европа также испытывает депопуляцию, но "не паникует", напоминает сравнение комфортности мест на палубе тонущего "Титаника".
Возможные модели прокреационного механизма
Геостратегические оппоненты Европоориентированного мира сохранили естественный прокреационный механизм, в то время как Европа его утратила. В чем же состоит этот механизм? Какая черта традиционных культур позволяет их носителям сохранять ПРОКРЕАЦИОННУЮ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, в то время как народы "просвещенной" Европейской культуры не удерживают своих демографических позиций?
Дело в том, что ЦЕНТР ПРОКРЕАЦИОННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ геостратегических оппонентов, принадлежащих разным типам культуры, занимает разное положение в их социумной структуре.
В традиционных культурах ответственность за воспроизводство жизни лежит на семье, она является не только центральным, но и единственным звеном прокреационного механизма. И ни одна форма правления, включая деспотии, не покушается на эту ответственность и на сосредоточенный в семье прокреационный потенциал. Семья традиционной культуры воспроизводится самими ее членами под страхом голодной и бездомной смерти в старости. Поэтому, в частности, "просветительские" идеи планирования семьи не имеют успеха в развивающихся странах.
В "просвещенной" европейской культуре (включая российскую) государство выступает партнером семьи в прокреационном процессе. Прокреационный потенциал экстрагирован из семьи и обобществлен. Просвещенная женщина социализирована, эмансипирована и включена в общественный производственно-потребительский цикл. Ее время и усилия направлены в значительной мере на достижение общегосударственных целей. Зато к услугам просвещенной семьи - ясли, детские сады, школы-интернаты, бесплатное и платное медицинское обслуживание, образование, а также социальное обеспечение в старости. Поэтому прокреация перестала осознаваться как естественная потребность семьи. В арсенале же европейского государства не оказалось организационных, финансовых, медицинских и прочих средств, могущих обеспечить не только расширенное, но и простое воспроизводство населения. Семья и государство представляют собой не совпадающие между собой субъекты, поэтому интересы и цели их во многом различны, а обратная связь со стороны семьи не является для государства значимой. Реальную ответственность за неисполнение прокреационной функции члены просвещенной семьи могут ощутить после выхода на пенсию, если "социальный наркоз" потребительского общества перестает уравновешивать инфляцию социальных гарантий.
Расплата за просветительский европейский социальный эксперимент для осуществивших его коллективных субъектов оказалась отсроченной от его начала на сотни лет и выразилась в наметившемся сегодня вытеснении стран европейской культуры с мировой арены, ярким примером чего является трагедия Югославии и неутихающие проявления международного терроризма [21]. Итак, изменение положения центра прокреационной ответственности в структуре социума стоило европейской культуре прокреационной состоятельности и - в среднесрочной перспективе - места под солнцем.
В годы китайской культурной революции каждой семье было предписано для скорейшего развития металлургической промышленности добывать железную руду, строить у себя во дворе железоплавильную печь, выплавлять металл и сдавать его государству для дальнейшего централизованного использования. Для европейцев подобное решение проблемы государственного развития выглядит анекдотично. Действительно, здесь семье вменена не свойственная ей функция. Ограниченный производственный потенциал отдельной семьи не позволяет ей использовать современные металлургические технологии. Они могут быть реализованы лишь в масштабе крупного коллективного субъекта (корпорации, государства). Поэтому производственный результат такой деятельности заведомо плачевен.
Но столь же странным выглядит для человека традиционной культуры вмешательство государства в семейные дела. Обмен материальными и аксиологическими ресурсами в прокреационном партнерстве просвещенного государства с семьей не удалось сбалансировать, хотя критерий такого баланса у всех "на виду". Это - обычная демографическая статистика. Страны европейского мира каждая в отдельности и европейский мир в целом за века свого существования не проявили дальновидности стратегического субъекта.
Стратегический субъект - владелец портфеля программ развития
Стратегический субъект государственного масштаба должен отдавать себе отчет в состоянии прокреационного механизма своей страны. Если этот механизм не может функционировать без государственного попечения, то портфель государственных проектов и программ должен быть сбалансирован в первую очередь таким образом, чтобы обеспечивать простое или расширенное воспроизводство населения своей страны, а потом уже приносить экономические или иные выгоды. Экономика должна быть подчинена прокреационной стратегии.
В связи с этим возникает вопрос - когда элита страны становится стратегическим субъектом?
Системомыследеятельностная (СМД) методология, выросшая в традиции Московского методологического кружка (ММК) [23], предлагает выбирать для теоретической и/или практической работы средства, органичные разрабатываемой проблеме. Поэтому для поиска и конструирования характеристик стратегического субъекта, ведущей характеристикой которого является телеологический (целевой) аспект, естественно использовать телеологический подход. Иными словами, рассмотрение стратегического субъекта в его становлении начнем с вопроса: когда элита (как волящая сущность) становится стратегическим субъектом? Когда она из нестратегического субъекта превращается в стратегический?
Поскольку стратегия есть "ответ на вопрос о том, как должна существовать организация в соответствии с миссией" [24], можно заключить, что элита становится стратегическим субъектом тогда, когда у нее появляются долговременные цели.
Возникает вопрос о ее временных горизонтах - какие цели элиты корректно считать долговременными? Мы полагаем, что в обсуждаемом контексте таковыми естественно считать цели, выходящие за рамки существования отдельного человека и сопоставимые с продолжительностью существования коллективного субъекта, возглавляемого обсуждаемой элитой.
Элита становится стратегическим субъектом, когда принимает на себя ответственность за возглавляемый ею коллективный субъект как за субъект истории. Это значит, что она берется обеспечить его существование на протяжении исторически значимых временных отрезков. На этих отрезках могут ставиться и достигаться различные цели, но фоновой целью является обеспечение прокреационной состоятельности коллективного субъекта.
Как элита может стать стратегическим субъектом?
Возможно возникновение коллективных субъектов (и возглавляющих их элит) на основе массовых общественных движений [25].
Ответ на вопрос о становлении элиты как стратегического субъекта имеет функционально-деятельностный и структурный аспекты.
В Западной цивилизационной парадигме социум построен на звеньях, связанных между собой организационно-техническим отношением, показанным на схеме рис. 1 [26, С. 147-168].


Рис.1. схема организационно-технического отношения.

На Рис. 1 она приведена применительно к сфере здравоохранения. Очевидно противоречие ценностей и установок управленца и управляемого, не позволяющее рационализировать и "синхронизировать" работу по обеспечению прокреационной состоятельности возглавляемого элитой социума.
На Рис. 2 показано, каким образом стратегический субъект может надстроиться над обыденной схемой организационно-технического отношения и обеспечить "синхронизацию" мыследеятельности управленца и управляемого посредством вменяемого им прокреационного императива.
Таким образом, предлагаемым инновационным вариантом стратегического субъекта, характерного для Западной культуры, является иерархическая структура со сквозной прокреационной аксиологией. Именно она должна служить конфигуратором проектов и программ, составляющих стратегический портфель. Разворачивание конфигуратора актуализирует возможности и механизмы межпроектного и межпрограммного взаимодействия. Инструментализацию работы с портфелем могут обеспечить прокреационный классификатор видов деятельности [27] и прокреационная мета-шкала критериев качества жизни [16].

Рис.2. Схема иерархически организованного стратегического субъекта

Для преодоления демографической катастрофы России обычно предлагаются средства двух видов: 1) "сверху вниз" и 2) "снизу - по горизонтали". К первому виду можно отнести программы и проекты государственного, муниципального, местного уровней, инициируемые, финансируемые и управляемые соответствующими органами власти и формируемыми ими структурами. Ко второму виду относятся самодеятельные движения. Примерами могут служить народное "движение к здоровью" [28], клубы оздоровительного бега, зимнего плавания ("моржи") и т.п. Однако, перечисленные типы средств, применяемые по отдельности, не обладают достаточной мощностью для решения проблемы. Большую действенность обещает "матричный" инструментарий, совмещающий организованности перечисленных типов. Это означает, что программы и проекты государственного, муниципального, местного уровней строятся таким образом, чтобы по возможности комплексно использовать потенциал массовых оздоровительных и духовно-оздоровительных движений. А указанные движения, в свою очередь, разворачиваются с опорой на проекты и программы перечисленных уровней, которым они могут доверять в долговременной перспективе и рассматривать их как надежный оплот. Представляется, что именно в России с ее скрытым в течение последних лет потенциалом народного энтузиазма возможна реализация схематически обозначенной выше матричной организационной структуры.
Резюме
Взятие на вооружение прокреационной аксиологии является базовой организационной стратегической задачей социально-экономического развития не только России, но и европейского мира в целом. Каков бы ни был портфель проектов и программ "просвещенного" стратегического субъекта национального и цивилизационного масштаба, прокреация неизбежно является его общей основой.
Литература
1. Романов Л.Е., Реут Д.В., Васина О.И. и др. Общественный центр "Жизниград" как форма институционализации проектного отношения к здоровью и субъект новой прокреационной политики. // Здоровье человека: социогуманитарные и медико-биологические аспекты. Труды Всероссийской конференции "Здоровье как проблема гуманитарного знания". Институт человека РАН, 2002. - М., 2003. - С. 226-234
2. Башлачев В.А. Демография: Русский прорыв. Независимое исследование. - М.: Белые альвы. 2004. - 160 с.
3. Гурвич И.Н. Состояние здоровья населения России: 1989 - 2003. // СПИД, рак и общественное здоровье. - 2005, Т.9. - No 1. - С.72-83
4. Латухина К. Будет ли "Аль-Каида" править миром. Все ясно (http://vy.sf-online.ru). 2005. - No 36 (46). - С. 26-28
5. Реут Д.В. Рефлексивные горизонты субъекта общественного здоровья // Рефлексивные процессы и управление. - М., 2004. - Т.4, No 2. - С.48-59
6. Реут Д.В. Прокреационная ситуация и возможности управления ее развитием // Труды 5-й международной конференции "Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC"2005)". Москва, 18-20 октября 2005 г., - М.: Институт проблем управления РАН. - С. 135-143
7. Реут Д.В. Развитие как "синоним" неустойчивости или: о пределах возможностей управления ситуациями // Труды 5-й международной конференции "Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций (CASC"2005)". Москва, 18-20 октября 2005 г., М.: Институт проблем управления РАН. - С. 31-38
8. Реут Д.В. Субъект экологической деятельности в постнеклассическом мире // Материалы Международной научно-практической конференции "Проблемы экологической безопасности и природопользования". - М., 2005. - Вып. 6, Том 2. - С. 265-268
9. Реут Д.В. Прокреационный аспект системной безопасности коллективного субъекта в постнеклассическом мире. / Международный Научно-технический конгресс по безопасности. Доклады на тематических научно-практических конференциях и круглых столах. Россия, Москва, октябрь-ноябрь 2005 года - М.: "Научно-технический центр *Инженер*", 2005. - С. 456-460
10. Реут Д.В. Соотношение прокреационной и экологической безопасности и роль мегаполиса в их обеспечении. / Международный Научно-технический конгресс по безопасности. Доклады на тематических научно-практических конференциях и круглых столах. Россия, Москва, октябрь-ноябрь 2005 года - М.: "Научно-технический центр *Инженер*", 2005. - С. 473-475
11. Реут Д.В. Системный подход и проблематика общественного здоровья // Проблемы управления здравоохранением. - М., 2005. - No 6 (25). - С. 35-40
12. Реут Д. В. Системный подход и основания прокреационной мета-экономики // Проблемы управления здравоохранением. - М., 2005. - No 6 (25). - С. 64-71
13. Реут Д.В. Принцип субъектно-парциального дуализма в постнеклассической теории управления // На пути к постнеклассическим концепциям управления / Под ред. В.И.Аршинова и В.Е.Лепского - М.: Институт философии РАН, "Когито-Центр", 2005. - С 212-225
14. Реут Д.В. Философия партнерской медицины и прокреационная мета-экономика // Переход на новую модель здравоохранения: медицинские и другие технологии: к 60-летию Поликлиники No 1 РАН. - М.: Наука, 2006. - С. 189-193
15. Реут Д.В. Образ жизни как сфера социального управления субъекта общественного здоровья // Социальное управление, коммуникация и социальные проектные технологии. Материалы Всероссийской конференции приуроченной к 75-летию со дня рождения профессора Тамары Моисеевны Дридзе, 5-6 октября 2005 г. Редколлегия А.В.Тихонов (отв. ред.), и др. - М.: Институт социологии РАН, 2006. - С. 256-259
16. Реут Д.В. Прокреационная мета-шкала критериев качества жизни как гарантия устойчивости управления и самоуправления им // Повышение качества жизни населения - важнейшая проблема Российской федерации: Сборник научных докладов и статей по материалам III международного форума "Качество жизни: содружество науки, власти, бизнеса и общества". Часть I / НО Фонд "Социальная инноватика" // А.Г.Тюриков и др. - М.: Муниципальный мир, 2006. - С. 364-374
17. Реут Д.В. Прокреационно-деятельностный подход к построению концепции культуры // Первый Российский культурологический конгресс. Программа. Тезисы докладов - СПб: Эйдос, 2006. - С. 96
18. Реут Д.В. Прокреация как базовая проблема европейской социологии // Тезисы докладов и выступлений на Всероссийском социологическом конгрессе "Глобализация и социальные изменения в современной России": в 16 т. - М.: Альфа-М, 2006. - Т.14. Социология здоровья. Социология права. Социологическое образование. - С.49-52
19. Реут Д.В. Фактор экстремальности в управлении здравоохранением // Человек в экстремальных условиях: здоровье, надежность и реабилитация. Материалы пятого международного научно-практического конгресса. Москва, 16-20 октября 2006. - М., 2006. - С. 40-42
20. Реут Д.В. Прокреационная концепция здравоохранения // Россия: тенденции и перспективы развития. Выпуск 2. - М.: ИНИОН РАН, 2006.
21. Реут Д.В. Транс-глобализм: лемма миноритарных ресурсообладателей // Материалы международной научной конференции "От истории природы к истории общества: прошлое в настоящем и будущем", секция "Техногенез и ноосфера". Москва, 5-8 июня 2000. Приложение к Вестнику Российского философского общества. - С. 30-32
22. Лепский В.Е. Становление стратегических субъектов: постановка проблемы // Рефлексивные процессы и управление. М., 2002. - Т.2, No 1. - С. 5-23
23. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. - М., 1995. - 800 с.
24. Анисимов О.С. Методологический словарь для стратегов. Т.2. Методологическая парадигма и управленческая аналитика. - М., 3004. - 364 с.
25. Турен А. Возвращение человека действующего. - М.: Научный мир, 1998. - 204 с.
26. Щедровицкий Г.П. Категории сложности изыскательских работ // Программирование научных исследований и разработок. - М., 1999.
27. Реут Д.В. Прокреационный классификатор видов деятельности // Материалы Международной научно-практической конференции "Проблемы экологической безопасности и природопользования", выпуск 7. - М., 2006
28. Романов Л.Е. Народное движение к здоровью. Аннотация проекта. // Губернское кольцо. Журнал деловых людей Подмосковья. 2004, июль. - С.48.

Реут Д.В.
к.т.н., доцент, НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М.Сеченова, действительный член Международной общественной Академии экологической безопасности и природопользования
2007 г.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован