Эксклюзив
Тимофеев Сергей Александрович
20 августа 2015
3362

Сергей Тимофеев: Забор

Есть такое выражение: «роскошь человеческого общения» - очень правильное, на мой взгляд, выражение. В общении мы оттачиваем свою позицию, лучше понимаем сами себя. В дискуссиях возникают новые мысли. Одним словом – роскошь.

С одним собеседником обменялись несколькими фразами.

Я сказал: «Собака лает от того забора, к которому привязана».

Он ответил: «Вся разница в том, что у вас этот забор есть, а у меня его нет...»

Перебросились «накоротке», как говорится…

А тема-то крайне интересная.

Моя дочь Маша - профессиональный философ, кандидат философских наук. Благодаря дочери, и, несомненно, под ее влиянием, я стал почитывать современную  философскую литературу. Интереснейшим, надо сказать, оказалось это занятие.

В специальной философской прозе я, человек, в общем-то, достаточно начитанный, понимаю процентов 40-50 написанных слов. Каждый раз в словарь терминов заглядывать просто лень и поэтому чтение этих произведений превращается в двойную игру ума. Ты сначала отгадываешь по понятным тебе фрагментам содержание текста, а потом пытаешься понять заложенный в нем смысл.

Очень занятно.

Среди всех авторов, с творчеством которых я за последнее время познакомился, самое сильное впечатление произвел Александр Секацкий - петербургский философ, софист по убеждению и призванию.

Умение А. Секацкого находить философский смысл в явлениях, казалось бы, заурядных и привычных - впечатляет.

Есть у него одна работа  (за точность названия не ручаюсь): «Роль баяниста в пьяной драке». Поверьте, это - увлекательнейшее, высокоинтеллектуальное, абсолютно философское произведение.

Мне захотелось создать что-нибудь похожее.

И я написал это  эссе.

РОЛЬ ЗАБОРА В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ.

Забор существует в сознании любого человека.

Нет человека, у которого не было бы линии, разделяющей все доступное его сознанию на две части: личное, дорогое, значимое и все остальное. У любого «перекати-поле», если в нем сохранилось что-то человеческое, забор, за которым скрывается его индивидуальность,  обязательно есть.

Без огороженного личного пространства, человек – не человек.

Это все, в общем-то, достаточно понятно, более того, тривиально.

Не тривиально иное.

За нашим забором, в сокровенной части нашего сознания, действуют иные, «зазаборные» правила. В частности, там не действует или действует с существенными  изъянами логика.

Представьте.

Матери демонстрируют материалы, изобличающие ее сына в совершении преступления. Она, прекрасно понимая смысл передаваемой ей информации, совершенно искренне говорит: «Не может этого быть!»

Это яркий пример. Но он характеризует наше отношение к любой информации, которую мы получаем. Наша оценка сильно зависит от того, попадает объект, в отношении которого мы узнаем что-либо новое, в нашу интимную - «зазаборную» часть или нет.

Наши политические пристрастия тоже оказались за забором.

Мы совершенно по-разному оцениваем действия политиков, в зависимости от того, соответствуют их речи и деяния нашим личным пристрастиям, или нет.

Если ты пишешь и говоришь слова, ласкающие «зазаборную» часть моего эго, то тебе надо очень постараться, что бы вызвать во мне отвращение к твоим поступкам. А твоему vis-à-vis стараться не надо – это ему обеспечено, еще до того, как он рот открыл.

Но это же происходит и с самими политиками. Перемещение «по жизни» меняет их пристрастия. Мы же обвиняем их в беспринципности: «Помните, что вы раньше-то говорили!» Да, он помнит, но раньше его личный забор имел другую конфигурацию, а время и обстоятельства эту форму изменили.  

Забор существует не только в обыденном, но и в общественном сознании.

Именно с этим связано то, что мы называем «использование двойных стандартов» в международной политике».

Так сложилось, что Косово оказалось  за забором общественного сознания Запада, Крым – за нашим забором. Поэтому они не согласятся с тем, что Фолькленды это аналог, а мы не согласимся с обратным утверждением.

Но посмотрите, как интересно меняется общественное мнение в том случае, когда мы рассматриваем ситуацию в родственной нам по славянской крови Сербии: Косово здесь играет уже иными красками.

К чему я все это?

Это я к тому, что анализируя творения политиков и журналистов, мы должны понимать, что их личные пристрастия, частично, а подчас и полностью, отключают у них и объективность, и логику в тех случаях, когда они говорят и пишут о своих политических противниках.

Необъективность, это - плохо.

Но это и естественно.

Необъективность  демонстрирует совершенно неожиданным для нас образом не что иное, как искренность.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован