06 апреля 2007
6032

Соловьев А.И., Макаренко Е.И.: Инновационные процессы в высшей технической школе России

Правительством Российской Федерации одобрены и утверждены основополагающие документы, определяющие развитие системы образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ, Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы основной заявленной целью является обеспечение доступности качественного образования для всех граждан России. Приоритетные национальные проекты в сфере образования представляют собой, по сути, инновационный подход к достижению поставленной цели. Инновационность подхода заключается в том, что относительно краткосрочная реализация проектов может стать катализатором долгосрочных системных изменений по основным направлениям развития системы образования, в т.ч. высшего технического.
В деятельности технических вузов в последнее время произошли значительные изменения, связанные с подбором абитуриентов, введением новой структуры и содержанием подготовки, появлением новых специальностей и специализаций, переходом на многоуровневую подготовку и, безусловно, появлением инновационных структур.
Инженерное образование представляет собой самую масштабную систему высшей профессиональной школы России. Подготовку инженерных кадров в России осуществляет 346 государственных и 112 негосударственных вузов. Контингент студентов, обучающихся в вузах по инженерным специальностям, составляет более 29% от общего контингента студентов в стране и составляет 136119 человек, в том числе в негосударственных вузах - 10090 человек. Аспиранты дневной и заочной формы обучения, занимающиеся научной деятельностью в рамках системы инженерного образования России, составляют 24 211 человек.
Самой острой проблемой высшего технического образования является ресурсная обеспеченность образовательного процесса, которая имеет две составляющие:
1. Низкая и слабо зависящая от профессионализма и результативности оплата труда преподавателей;
2. Недостаточная, устаревшая материально-техническая база образовательных учреждений.
Анализ тенденций развития российского высшего технического образования показывает, что оно базируется на мощнейшем фундаменте многовековых традиций. Важнейшими из этих традиций, имеющих существенное значение для инновационного развития и реформирования высшего технического образования, являются следующие:
- мощная фундаментальная составляющая инженерного образования, обеспечивающая специалистам возможность решать и в будущем новые сложные задачи, а также задачи, лежащие в смежных областях знаний и, что более важно, на стыках наук, где наиболее вероятно появление научных открытий, прорывных технологий и оригинальных инженерных решений;
- подготовка специалистов осуществлялась и осуществляется на основе интеграции учебного и научного процессов, позволяющей развивать творческие начала личности будущего специалиста; приобщить его к работе над решением инженерных и научных задач, к созданию технологических разработок, которые в будущем специалист будет внедрять в производство;
- большая составляющая практической подготовки в профессионально-образовательных программах инженеров, магистров (технологические, производственные и преддипломные практики, стажировки на ведущих предприятиях и научных центрах, привлечение для преподавания инженерных дисциплин опытных известных специалистов современного производства и др.);
- высокий уровень требований, предъявляемых к студенту в процессе обучения, на экзаменах, зачетах, выполнении тестовых испытаний, что гарантирует не только высокий уровень качества подготовки специалиста, но и его способность в будущем учиться воспринимать новую информацию, постоянно повышать свой профессиональный уровень, изменять профессиональный профиль;
- наличие мощных научно-технических школ.
- постоянная взаимосвязь и взаимосотрудничество с образовательными инженерными системами других стран.
Инновационные процессы, происходящие в российской высшей технической школе должны учитывать ее проблемы и опираться на фундамент традиций, поскольку только в этом случае в короткие сроки можно реализовать системные изменения по основным направлениям развития инженерного образования.
Литература:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
2. Информационный бюллетень Ассоциации инженерного образования в России. - М., 2005.
3. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики: Учеб.пособие. - СПб.: Питер, 2004. - 192 с.

Соловьев А.И., к.ф.-м.н., профессор, декан факультета довузовской подготовки МАДИ (ГТУ)
Макаренко Е.И., к.и.н., доцент МАДИ (ГТУ)
2007 г.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован