06 апреля 2007
6098

Ступин Ю.В.: Проблемы приоритетного информационно-аналитического обеспечения приоритетных национальных проектов и программ

Указами Президента Российской Федерации от 21 мая 2006 г. Пр-843 и Пр-842 утверждены "Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации" и "Перечень критических технологий Российской Федерации". Актуальность исследования проблем приоритетного информационно-аналитического обеспечения приоритетных национальных проектов и программ (ПНПиП) в условиях "новой экономики" вызвана тем, что приоритетные национальные проекты и программы в различных областях науки и техники стали не только определяющими для создания новой наукоемкой продукции, но и существенным образом оказывают влияние на развитие инновационных процессов, организацию процесса превращения новых научных идей в конкурентоспособные технологические разработки, способствуют ускорению фундаментальных естественнонаучных исследований, созданию нового научного оборудования, приборов, технологий и др.
Для информационно-аналитического обеспечения ПНПиП необходима эффективная информационная среда (инфраструктура), обеспечивающая управление процессами и информационными потоками. Традиционные формы информационного обеспечения НИОКР оказались совершенно недостаточны для приоритетных исследований, поскольку для последних требуется сосредоточение определенных политических, организационных, научных, технических и экономических усилий и средств для решения назревших критических проблем в возможно короткие сроки. Необходимы новые принципы разработки и организации функционирования информационных систем и процессов, применения информационных технологий и систем в принятии решений на различных уровнях управления.
Объектом исследования в такой информационной инфраструктуре является система, обеспечивающая ПНПиП, предметом исследования - разработка эффективной системы управления информационными процессами и потоками на основе комплексного системного обеспечения инновационных проектов из различных областей науки и техники. К методам исследования относятся теория массового обслуживания, теория очередей, теория множеств, многокритериальные методы формирования и выбора вариантов, методы интервью, Делфи, аналогий, анализа научных публикаций и др. В качестве методов выбора и принятия решений при анализе ПНПиП применяются: метод решения общих проблем удовлетворения ограничений, метод рационального выбора по Парето (с учетом критериев оценки качества альтернатив и веса каждого критерия), метод принятия согласованного решения в условиях разных предпочтений (теоретико-игровой подход с арбитражем по Нешу), метод принятия решения в случае нескольких противоречивых целевых функций, использующий априорные и апостериорные процедуры многокритериальной оптимизации [1,2]. Формализованный метод CSP применяется для анализа инновационных проектов с учетом ограничений. В общем виде CSP для структуры А представляется в виде множества Х из n переменных Х , Х , ... , Х , каждая из которых определяется ее конечными значениями доменов D , D , ... , D . Ограничение С определяется как множество переменных (Xi1, X , ... , Xij). С любым ограничением С связывают подмножество декартовых произведений D х D х ... х Dij и выражают через R - отношение, показывающее, какие значения переменных С совместимы друг с другом. Тогда решение проблемы CSP с учетом ограничений представляется в виде четверки Р=(Х,D,C,R) функциональной семантической сети.
Анализ функциональной зависимости предметной области от различных факторов [3] показывает, что для решения проблем ПНПиП необходимо знать факторы, воздействуя на которые можно существенно улучшить эффективность и результативность выполнения НИОКР, активизировать инновационную деятельность научных организаций. Функциональную зависимость НИОКР от различных факторов представим в виде: F = f (K, O, I, B, M, R); K = f1 (U, V, N, S), где U = f1 (#963;, #969;, #967;), #969; = f2 (#923;, #961;, #960;, #946;, #952;); O = f2 (#926;, #957;), где #957; = f3 (z, #951;); I = f3 (#966;, #955;), где #955; = f4 (#956;, #948;); B = f4 (P, X, T, W); M = f5 (A, E, C, Y, D), где Y = f5 (#950;, L); R = f6 (J, Q). Существенное влияние на эффективность научных исследований F оказывают: К - кадровый состав исследовательской группы, О - используемое группой научное оборудование; I - научная, техническая и технологическая информация; B - научные и производственные фонды, М - финансовые ресурсы; R - факторы, связанные с реализацией разработок. В свою очередь научный уровень кадрового состава определяется U - научной школой (здесь под #963; подразумевается научная специализация, под #969; - научные достижения, #967; - научные связи; #923; - достижения в фундаментальной области, #961; - достижения в прикладных разработках, #960; - научные публикации, #946; - воплощения научных разработок, #952; - воплощения ОКР). Кадры характеризуются также V - возрастным составом группы, N - количеством людей в группе, S - кадровой инфраструктурой группы.
Что касается оборудования О, то под #926; подразумевается используемое старое научное оборудование (уникальные установки, такие как радиотелескопы, ускорители, установки молекулярно-лучевой эпитаксии (МЛЭ) и др.), #957; - новое научное оборудование (ННО), которое может быть задействовано z или еще не используется #951;. Аналогично можно классифицировать информацию: #966; - используемая информация, #955; - новая информация (НИ), #956; - используемая НИ, #948; - неиспользуемая НИ.
На эффективность научных исследований оказывают также влияние занимаемые научной группой площади - P (в каких условиях работает группа), X - коммунальное хозяйство, T - инфраструктура предприятия (наличие ОКБ, завода, специальных служб, мест для отдыха и т.д.), W - обновляемость основных фондов. Определяющее значение имеют также A - фонд оплаты труда, Е - фонд оплаты коммунального хозяйства, C - другие источники финансирования специалистов, Y - налоговое бремя, D - финансовые ресурсы развития научно-исследовательских работ, #950; - налогообложение, L - налоговые льготы. Если группа занимается внедрением и "проталкиванием" разработок на рынок, то важны также так называемые J - циклы реализации новшеств и Q - деловые циклы принятия нововведения потребителем. Все из указанных факторов в той или иной степени оказывают различное влияние на эффективность реализации ПНПиП.
Формализовано модель предметной области ПНПиП можно описать с помощью множеств: My=, где My - модель предметной области, включающей O={oi " i= } множество объектов, процессов, связей, P={pj " j= } множество пользователей системы ПНПиП, V= VvUVe множество входных - выходных потоков и R={rn " n= } множество отношений между ними {O, P, V}. Предметом исследования инфраструктуры становится анализ различных видов отношений, таких как отношения между коллаборативными агентами и ПНПиП и между ПНПиП и потребителями информации.
Информационная инфраструктура ПНПиП определяется как расширенная информационная среда, в которой кроме стандартных информационных потоков осуществляется ряд дополнительных функций, таких как: предоставление потребителю расширенной релевантной информации из различных источников, оказание возможности приобретения новейших образцов научного оборудования, технологий, поддержка инновационной деятельности и инновационных процессов с использованием дополнительных целевых средств и др.
Отношения между внешними потоками из распределенной совокупности информации и данных в информационную среду ПНПиП и внутренними потоками между ПНПиП и потребителями информации можно выразить через организационную структуру управления процессами и потоками (рис. 1) и представить в виде нескольких параллельно работающих кластеров, связанных друг с другом в единую технологическую систему.





Оценка эффективности реализации конкретной ПНПиП определяется по ее влиянию на развитие научного направления, конкретной отрасли или критической технологии. Поэтому выбор конкретного направления (фрактала) из всей совокупности перспективных исследований и разработок становится определяющим при формировании реализации ПНПиП.
Национальные приоритеты определяются долгосрочными стратегическими интересами государства во внутренней и внешней сферах жизнедеятельности общества. Для их выделения из общих политических, научно-технических, социально-экономических, культурных, военно-стратегических и других областей деятельности и интересов государства существуют различные методы - политические, экономические, военные и др., основанные на планировании, прогнозировании, распределении ресурсов и т.д. Государство в лице Президента страны и Правительства утверждает основные направления развития науки и техники, которые имеют наибольшую важность для обеспечения безопасности страны, приоритетного развития и конкурентоспособности страны в целом, формирует стратегию их претворения в жизнь. Эти направления можно разделить на четыре основные группы: поддержка сферы фундаментальных и стратегических исследований, обеспечение взаимосвязи науки и производства, развитие системы технологического трансферта, в том числе в области конверсии - из сферы оборонных НИОКР в гражданскую экономику, развитие системы информационного и патентно-лицензионного обеспечения НИОКР [4]. Стратегическими являются такие исследования, которые, благодаря созданию новых технологических возможностей, оказывают сильное позитивное воздействие на развитие многих других отраслей, промышленных фирм и конечных потребителей продукции, имеют важное значение для обеспечения национальной безопасности.
Целью национальных приоритетов научно-технического развития является укрепление обороноспособности страны, обеспечение эффективности функционирования науки и экономики, поддержание конкурентоспособности национальных производителей на мировом и внутреннем рынках, ресурсное обеспечение и ресурсосбережение, здравоохранение, охрана окружающей среды и т.п.
С учетом изложенного Президентом страны утверждены восемь "Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации": безопасность и противодействие терроризму, живые системы, индустрия наносистем и материалов, информационно-телекоммуникационные системы, перспективные вооружения, военная и специальная техника, рациональное природопользование, транспортные, авиационные и космические системы, энергетика и энергосбережение.
В перечень критических технологий Российской Федерации" вошли следующие 34 критические технологии: базовые и критические военные, специальные и промышленные технологии; биоинформационные технологии; биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии; биомедицинские и ветеринарные технологии жизнеобеспечения и защиты человека и животных; геномные и постгеномные технологии создания лекарственных средств; клеточные технологии; нанотехнологии и наноматериалы; технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом; технологии биоинженерии, технологии водородной энергетики; технологии механотроники и создания микросистемной техники; технологии мониторинга и прогнозирования состояния атмосферы и гидросферы; технологии новых и возобновляемых источников энергии; технологии обеспечения защиты и жизнедеятельности населения и опасных объектов при угрозах террористических проявлений; технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации; технологии оценки ресурсов и прогнозирования состояния литосферы и биосферы; технологии переработки и утилизации техногенных образований и отходов; технологии производства программного обеспечения; технологии производства топлив и энергии из органического сырья; технологии распределенных вычислений и систем; технологии снижения риска и уменьшения последствий природных и техногенных катастроф; технологии создания биосовместимых материалов; технологии создания интеллектуальных систем навигации и управления; технологии создания и обработки композиционных и керамических материалов; технологии создания и обработки кристаллических материалов; технологии создания и обработки полимеров и эластомеров; технологии создания и управления новыми видами транспортных систем; технологии создания мембран и каталитических систем; технологии создания новых поколений ракетно-космической, авиационной и морской техники; технологии создания электронной компонентной базы; технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и потребления тепла и электроэнергии; технологии создания энергоэффективных двигателей и движителей для транспортных систем; технологии экологически безопасного ресурсосберегающего производства и переработки сельскохозяйственного сырья и продуктов питания; технологии экологически безопасной разработки месторождений и добычи полезных ископаемых.


Заключение
1. К настоящему времени инновационные процессы реализации приоритетных национальных проектов и программ в области фундаментальных и прикладных исследований стали определяющими для создания наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Внедрение инноваций приобретает все большее значение для обеспечения устойчивого развития общества, как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровнях. Фирмы, специализирующиеся на создании и выпуске подобной продукции вышли на передовые позиции среди крупнейших мировых производителей по объему капитализации.
2. Основная роль в управлении приоритетными национальными проектами и программами отводится государству. Инвестиции федерального бюджета, а также привлечение инвестиций частного бизнеса оказывают существенное влияние на реализацию инновационных проектов и их дальнейшее внедрение.
3. Успешное внедрение инноваций возможно только при создании соответствующей программы, разработке четкого механизма менеджмента, обеспечивающего прохождение всего жизненного цикла инновации - от реализации идеи до сбыта готовой продукции. Опыт показал, что менеджмент в этой области должен осуществляться профессионалами, что позволит обеспечить оптимальное решение вопросов, связанных с коммерциализацией результатов фундаментальных исследований и перспективных научно-технических проектов.
4. Концентрация релевантных знаний и переход к управлению знаниями открывают новые высокоэффективные пути решения научно-прикладных проблем, сценариев развития и корректировки национальных приоритетов.
5. Системы, основанные на использовании знаний, становятся определяющими в развитии научно-технических потенциалов страны. Анализ приоритетных направлений исследований наиболее развитых стран показывает, что глобальное влияние на формирование будущей картины мира оказывает сетевая организация процесса получения новых знаний, обеспечивающая быстрое распространение информации о важнейших научных результатах и технологических разработках в области приоритетных направлений развития науки, техники и критических технологий.
6. Основным критерием оценки инновационных проектов и программ развития является их экономическая эффективность с учетом соответствия национальным приоритетам. Механизмы стимулирования исследований в разных компаниях значительно отличаются друг от друга, однако общей характерной чертой является выбор оптимального для каждой конкретной структуры сочетания прямой и косвенной поддержки.
7. Одним из наиболее важных инструментов реализации политики государства в сфере науки является ее интеграция с системой образования, а также со структурами, обеспечивающими организацию производства инновационной продукции и ее продвижение на мировые рынки.
8. Для эффективного информационно-аналитического обеспечения ПНПиП необходима соответствующая информационная структура, обеспечивающая управление внутренними и внешними информационными потоками, взаимодействие с распределенной совокупностью информации и данных глобального информационного пространства и с группами, выполняющими перспективные НИОКР в научных организациях страны, включающая сеть взаимодействующих между собой агентов (участников) из сфер науки, информатики, бизнеса и политики, согласующих свои действия с целью получения наибольшего эффекта (выгоды) от реализации научных, научно-технических, производственных и других инновационных проектов путем оказания прямого или косвенного влияния на их выполнение и внедрение.

Литература
1. Дубов Ю.А., Травкин С.И., Якимец В.Н. Многокритериальные модели формирования и выбора вариантов систем. - М.: Наука, 1986. - 296 с.
2. Поспелов Г.С. Искусственный интеллект - основа новой информационной технологии. - М.: Наука, 1988. - 280 с.
3. Ступин Ю.В. Проблемы информационно-аналитического обеспечения фундаментальных исследований и критических технологий в "новой экономике". НТИМИ.- М., 2005. - 60 с. Деп. в ВИНИТИ, No 971-В2005.
4. Инновационный менеджмент / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. - М.: Дело, 2003. - 528 с.

Ступин Ю.В.
д.т.н., заведующий отделом Научно-технического института межотраслевой информации Федерального агентства по науке и инновациям
2007 г.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован